Тема, которая активно обсуждается в британских СМИ последнюю неделю — стоит ли давать шанс 19-летней девочке, добровольно присоединившейся к ИГИЛу еще школьницей, вернуться на британскую землю.
Шамиму Бегум, которой сейчас 19 лет, в лагере сирийских беженцев нашел журналист The Times, Энтони Лойд, он же провел интервью, на основе которого пишут свои материалы все британские СМИ.
https://www.youtube.com/watch?time_continue=50&v=UFF_btjmgcY
Трое школьниц, в том числе Шамима, в 2015 году последовали за другой своей школьной подругой, Шарминой Бегум, которая бежала в Сирию годом ранее. Шамима рассказала, что когда она прибыла в Ракку, ее поместили в «дом для женщин», где невесты джихада ждали, пока их выдадут замуж за бойцов. «Я подала заявку на вступление в брак с англоязычным бойцом в возрасте от 20 до 25 лет», — сказала она.
Шамима сказала, что не сожалеет о присоединении к ИГ и говорит, что жила «нормальной жизнью» большую часть времени, лишь иногда это прерывалось бомбежками.
Говоря уверенно и без страха за свою дальнейшую судьбу, Шамима Бегум рассказала журналистам, что никогда не присутствовала во время казни, но видела головы в мусорном ведре, и это ее совершенно не смутило.
Когда Шамима общалась с журналистом The Times, она находилась на последнем сроке беременности и просила дать ей возможность вернуться в Британию для того, чтобы родить ребенка в больничных условиях. То есть — за счет NHS. Однако ее сын появился на свет в процессе переговоров, 17 февраля.
Четыре года назад она вышла замуж за молодого голландского бойца ИГ по имени Яго Ридейк — всего через три недели после прибытия в Сирию. За это время девушка уже родила и потеряла двоих детей — они умерли от болезней в возрасте 8 и 21 месяцев. Поэтому, как говорит Шамима, она «готова на все, чтобы вернуться назад и жить спокойной жизнью со своим ребенком». Она боится, что может потерять и этого малыша.
Конечно, в случае ее возвращения ребенка наверняка заберут социальные службы, потому как вероятность того, что она радикализирует его в будущем, очень велика.
«Я знаю, что обо мне думают дома, я прочитала все, что было написано обо мне в интернете. Я сделаю все, что нужно, только чтобы иметь возможность вернуться домой и жить спокойно со своим ребенком».
«Там происходит так много притеснений — я считаю, что они не заслуживают победы… Эти люди верят, что можно убивать немусульман, но к мусульманам нужно относиться хорошо. Мой муж рассказывал мне, что пока он был в тюрьме, он видел, как людей подвергали таким жестоким пыткам, что они были готовы признаться, что они шпионы, чтобы их убили и мучения закончились.» Она добавила, что ее муж, Даулат, также убивал мусульман, и это вызывает в ней смешанные чувства.
Министр безопасности Бен Уоллес сказал Sky News, что сам факт, что Шамима не сожалеет о том, что уехала и что «она прекрасно понимала, на что она идет», дает повод для серьезного сомнения. Позиция правительства, по его словам, — «действия имеют последствия», более того, возвращение в Великобританию людей, которые очевидно ненавидят нашу страну, вызовет общественное беспокойство.
Саджид Джавид заявил, что сторонники ИГ, вернувшиеся в Великобританию, должны быть готовы к тому, что их подвергнут «расследованию и будут привлекать к ответственности».
Министр внутренних дел добавил, что он не будет думать дважды, чтобы по возможности отказать в возвращении Шамиме Бегум, которая еще школьницей сбежала из страны, чтобы присоединиться к Исламскому государству в Сирии. «Мы должны помнить, что те, кто покинул Великобританию, чтобы присоединиться к ИГИЛу (Даишу — террористической группы в Сирии. — Прим. ред.), люто ненавидят нашу страну.»
«Моя точка зрения проста: если вы поддерживали террористические организации за границей, я без колебаний откажу вам в возможности возвращения. А если вам удастся вернуться, будьте готовы к допросам, расследованию и возможному судебному приговору.»
Мэр Лондона Садик Хан сказал Sky News, что Шамиму Бегум можно допросить «до того, как она сядет в самолет», добавив, что «если было совершено уголовное преступление, ей следует вынести обвинение и привлечь к ответственности».
Курдские чиновники потребовали, чтобы Великобритания выполнила свой «моральный и юридический долг» по репатриации Шамимы Бегум и других британских членов ИГИЛа, задержанных в Сирии. Они сказали, что тысячи задержанных бойцов ИГИЛа, их жен и детей являются «большой обузой». Они — выходцы из 49 стран, но у них нет документов и паспортов.
Согласно британскому законодательству, ничто не мешает возвращению Бегум в Великобританию, считают эксперты по правовым вопросам, но британские власти ясно дали понять, что не будут оказывать активную помощь, пока она находится в Сирии, где у Великобритании нет консульского представительства. Девушка должна будет своими силами добраться до ближайшего государства, где есть представительство UK.
Отобрать право считаться британкой у Шамимы не могут. Лишать британского гражданства можно только граждан, обладающих двойным гражданством, — в международном праве считается преступлением оставлять человека без гражданства вообще, сказала Хелен Фенвик, профессор права в Даремском университете и эксперт по вопросам борьбы с терроризмом и прав человека.
Правительство сообщает, что более 900 человек, которые представляют угрозу для национальной безопасности, отправились из Великобритании на контролируемую ИГИЛом территорию в Сирии. По их оценкам, 20%, около 180 человек, были убиты, а еще 40% вернулись. Считается, что более 100 женщин уехали из Британии в Сирию. Поэтому проблема намного шире, чем история одной девушки с младенцем на руках, желающей вернуться назад…
Наталья: «Ее вернут, тогда и мужа она сможет привезти…, а после — всех его родственников, которые могут навредить жителям Великобритании. Нужно понимать, что мы должны отвечать за все свои действия. Вообще неизвестно, что у нее на уме».
Марина: «Вернут, конечно, гуманитарные ценности и все такое. Но абсолютно не удивлюсь, если девочка попадет в новости еще не раз. У нее абсолютно промыты мозги, никакого сожаления она не испытывает, так что она очень легко может быть использована умными людьми».
Виктория: «Надо принять их всех, иначе все равно приедут с поддельными документами, сольются с толпой и тогда где-то выполнят свое задание, а так с борта — в тюрьму строгого режима».
Вероника: «Это был ее выбор, тем более, что она не сожалеет… Наигралась в жену джихада и хочет назад в хорошие условия. Тут „Брекзит“, европейцев хотят домой выслать, грубо говоря, а тут девчонку с такой репутацией вернуть»…
Кирилл: «Вернуть и реабилитировать. Она ребенок».
Маргарита: «Что побудило девушку сделать столь серьезный шаг в жизни? У нее искаженное мышление, проживая с игиловскими идеями 4 года. К сожалению, за свои ошибки мы расплачиваемся, и никто другой. В данном случае эта женщина расплачивается своими детьми. Грустно, но верно».
Жанни: «Мозги-то промыты, но она же совсем еще девчонка, мне кажется, что она не понимала до конца, куда и на что она подписалась, а сказать, что она против ИГИЛа, она, конечно, не может находясь там. Ее нельзя там оставлять на поругание и дальнейшую промывку мозгов. Вернуть назад, судить, дать возможность начать жизнь сначала, после того как ответит за то, что сделала, ребенка забрать, чтобы его могли воспитать другие люди. А говорить, что в 15 лет она знала, что сделала, и поэтому мы оставим ее с этими животными — жестоко».
Рита: «А что она предлагает стране? Кормить ее ребенка? Взгляды она точно не поменяет, и зачем она нужна здесь, еще один террорист? Да там сотни таких, и что, брать всех назад, как только забеременеют? Человек сделал осознанный выбор, покинул страну… Правительство совершенно ясно дало понять, что террористам назад пути нет, пол, возраст и наличие детей не имеют совершенно никакого значения…»
Анна: «Громкие случаи, попавшие в СМИ, совсем не „я раскаялась“, а лазейка для мужей попасть в Британию, что прекрасно понимают чиновники. Сколько тех раскаявшихся сгинули, только неосторожно озвучив свои сомнения в верности выбранного пути?»
Дональд Трамп призвал Великобританию и других европейских союзников «забрать» более 800 бойцов ИГИЛа, захваченных в Сирии. Президент США предупредил, что боевики наверняка рванут в Европу, если Британия, Франция и Германия не предпримут какие-то действия и не предадут их суду, — пишет Metro.
Трамп написал в своем «Твиттере»: «Халифат скоро падет. Альтернатива не очень привлекательна — мы будем вынуждены отпустить их. Мы не хотим, чтобы боевики проникли в Европу, но именно туда они скорее всего направятся. Мы так много делаем и так много тратим — время и другим странам начать принимать активное участие в этом вопросе и взяться за работу, которая им по силам. После стопроцентной победы над халифатом мы отступаем!»
В настоящее время бойцов держат в зоне на 700 кв.м вокруг Багхуза на юге Сирии. Сия Фурат, командир возглавляемых курдами Сирийских демократических сил (СДС), в субботу сказал журналистам: «Очень скоро мы принесем миру хорошие новости».
Но проблема — что делать после победы с задержанными боевиками, гражданами разных европейских стран, остается открытой. И пока ни Британия, ни другие страны не дали однозначного ответа по этом вопросу.