Чисто иммигрантское кино
16/10/2019 09:42

Чисто иммигрантское кино

кино
IMDB

«Прощание» (The Farewell)
Режиссер: Лулу Ванг
США, 2019 год

Начинающая писательница Билли (Аквафина) живет в Нью-Йорке, но сохраняет связь с родственниками в Китае и особенно с бабушкой Най Най (Чжао Шужень). Когда родители (Ци Ма и Дайана Лин), тоже живущие в Америке, сообщают, что у Най Най обнаружили рак легких и жить ей осталось всего лишь несколько месяцев, Билли готова тут же ехать в Китай, чтобы провести как можно больше времени с любимой бабушкой.

 Родители, однако, объясняют слишком американизированной дочке, что Най Най не знает о своем диагнозе и родственники не собираются портить ей последние месяцы жизни. Чтобы не вызывать подозрений у бабушки, семья стремительно организовывает свадьбу двоюродного брата Билли (Чен Хан), который со своей девушкой (Аой Мидзухара) встречался лишь пару месяцев и о свадьбе даже не задумывался, но он здесь выступает в роли комсомола, которому партия сказала «надо».

Родители считают, что Билли в Китай лететь не стоит: она не понимает, почему семья выбрала такую линию поведения, а ее странная реакция в общении с Най Най провалит всю операцию. Девушка действительно считает, что бабушка имеет право знать о своем диагнозе, но бороться с семьей она не собирается и тоже покупает билет в Чанчунь.

Американцы азиатского происхождения наконец-то стали появляться в большом американском кино не только в роли лучших друзей, но и в качестве главных героев, истории которых заслуживают двухчасового присутствия на большом экране. В прошлом году это были «Безумно богатые азиаты», получившие сразу две номинации на «Золотой глобус», и подростковая комедия «Всем парням, которых я любила раньше» с Ланой Кондор в главной роли, а пару месяцев назад с меньшим количеством фейерверков и фанфар на «Нетфликсе» вышел ромком «Ты — мое сомнение» с Эли Вонг и Рэндаллом Парком в главных ролях. 

Все эти романтические комедии были значимыми шагами в правильном направлении, особенно для американцев азиатского происхождения, которые чуть ли не впервые увидели себя в центре мейнстримных голливудских фильмов, а не в арт-картинах больших корейских и китайских режиссеров. Впрочем, даже кассово успешные «Безумно богатые азиаты» показывали «профильтрованную» историю богатых сингапурцев, которые летают первым классом, говорят с пафосным британским акцентом и которых играют самые известные актеры азиатского происхождения в Голливуде.

«Прощание» напрочь отказывается от формулы, которая должна принести максимальный комфорт белому зрителю. Это отчаянно иммигрантское кино без оглядок на требования голливудских продюсеров: из больших имен здесь только Аквафина, после первых пятнадцати минут фильм переносится в китайский Чанчунь, да там и остается, а герои говорят на мандарине, лишь изредка перескакивая на английский, пытаясь скрыть от Най Най ее диагноз.

 Как в своих интервью отмечает Лулу Ванг, создать фильм, который оставался близок ее реальному опыту, было не так просто, как кажется после выхода «Прощания». Американские продюсеры требовали вписать в картину центрального белого персонажа и приправить это дело комедийным материалом, что противоречило планам Ванг. Когда она решила обратиться за финансированием к китайским продюсерам, ответ был неожиданно голливудским: добавь в эту историю белого героя — так фильм будет более кассовым. Ванг не хотела фальшивить со столь личной историей, да и для нее в картине уже был американский персонаж — Билли, которая выросла в Америке и для которой дом — это все-таки Бруклин, а не Китай, хотя между ней, бабушкой и страной родителей существует болезненная связь. Главная героиня не должна выбирать между двумя полюсами, приписывая себя к одной из стран: через отношения с бабушкой, до которой лететь 20 часов с пересадкой, Билли пытается соединить эти две стороны себя. 

Существование в двух пространствах одновременно превращает частную историю Лулу Ванг в большое иммигрантское кино формата XXI века. Большую часть двадцатого века иммиграция была отъездом в далекий мир, где не будет связи с прошлым, жить придется совсем иначе и старые связи разрушатся под давлением расстояния, времени и тишины. Но в 2019 году, когда до любой точки мира можно долететь за день-полтора, мессенджерами, ватсаппами и вайберами умеют пользоваться даже бабушки-дедушки, а вайфай работает в самой глухой деревне, самоопределение иммигрантов и, особенно, их детей становится более сложным понятием, а отношения с семьей на родине приходится выстраивать в новом цифровом формате. 

Аквафина гениально играет на грани комедии и драмы, перемешивая смешные моменты культурного непонимания с глубокой привязанностью и любовью к семье, которую она хочет держать как можно ближе к себе, но реальность заставляет довольствоваться редкими недельными встречами и чуть более частыми телефонными звонками. Этот конфликт будет понятен всем, кто уехал, переехал, получил новый паспорт, родил детей в новой стране и затрудняется ответить на классический вопрос «А вы откуда?»

«Прощание» — это фильм для всех, кто построил жизнь в новом месте, любит и ценит эту жизнь, но иногда мечтает о том, чтобы мир был размером с небольшой квартал, населенным любимыми людьми, к которым в любой момент можно заглянуть на ужин или пригласить их на прогулку в парк.

Подготовила Юлия Юзефович

Комментарии
Пока нет комментариев
Возникли вопросы?
Напишите нам в редакцию
Angliya в Instagram
© Angliya 2024