В Лондоне объявили лауреатов премии «добрых стартапов» CER Priz. Это ежегодный конкурс IT-проектов, организованный Советом раввинов Европы. В числе победителей — две молодые женщины, прекрасно говорящие на русском языке: уроженка узбекской Бухары Елена Синель и дочь иммигрировавших в Израиль россиян Яэль Замир. Проект Елены помогает детям получать образование в сфере искусственного интеллекта, а приложение Яэль в разы увеличивает шансы успеха при ЭКО.
Премия была учреждена еще в 2013 году. Церемонии проходят в разных европейских городах, от Парижа до Хельсинки. Сумма приза за первое место составляет 26 тыс. евро, а за второе и третье места — по 18 тыс. евро. Важная деталь — стартапы должны соответствовать еврейскому принципу »Тикун Олам» — «исправление мира». Получение прибыли не противоречит этому принципу, но все же проекты должны быть направлены на что-то большее, чем просто коммерция.
Принять участие в конкурсе могут представители Израиля, России и стран Европы любой национальности и вероисповедания. Надо лишь вовремя подать заявку на рассмотрение Совета раввинов Европы. Если вы захотите это сделать в следующем году, то зайдите на сайт премии Сerprize.org.
Победителями 2019 года, которых на торжественной церемонии в синагоге Бен-Маркс объявил главный раввин Москвы и президент Совета раввинов Европы Пинхас Гольдшмидт, стали:
1-е место: Embryonics — передовые алгоритмы, улучшающие результаты ЭКО (embryonics.me).
2-е место: Acorn Aspirations — платформа для молодых людей в возрасте 12-18 лет для изучения искусственного интеллекта, машинного обучения и науки о данных (acornaspirations.com).
3-е место: EggXYT — инновационная технология для создания инкубаторов (eggxyt.com).
«Приложение Embryonics предназначено для врачей и работников лабораторий, связанных с процессом экстракорпорального оплодотворения. Сегодня ЭКО выглядит так: после оплодотворения клетки наступает стадия деления и культивирования. Перед имплантацией эмбрионов врачи отбирают только самые успешные, с их точки зрения, единицы. Этот процесс хоть и требует высокой квалификации, во многом основан и на чутье. Вот тут-то наше приложение может помочь и увеличить точность выбора самых лучших эмбрионов. Искусственный интеллект принимает во внимание гораздо больше факторов, а также их сочетание, увеличивая шанс положительного исхода процесса ЭКО и рождения новой жизни».
«Мы делаем мир лучше, даем шанс людям испытать радость отцовства и материнства. Лично для меня этот принцип не пустой звук. Мой муж — раввин, и я сама придерживаюсь иудейской веры, поэтому признание нашей работы именно Советом раввинов Европы для меня бесценно
«В моральном плане лично для меня это огромный толчок к продолжению работы. В материальном плане эти средства помогут ускорить следующий этап развития проекта — переход из экспериментальной в коммерческую сферу. Через год наше приложение уже должно быть доступно для эмбриологов всего мира».
«Я врач-терапевт и случайно заинтересовалась этой проблемой. Сегодня компании уже два года, но первые шаги к осуществлению проекта я сделала где-то через три месяца после того, как идея пришла мне в голову. Я поговорила с коллегой, и он в свою очередь порекомендовал программиста, который мог мне помочь. Так, недолго думая, мы и основали нашу компанию. Мне повезло и я сразу нашла нужного человека».
«Наш стартап — это не приложение и не программа, а целая система международных образовательных мероприятий, платформа для обучения подростков для AI (Artificial Intelligence — искусственный интеллект), машинного обучения и науки о данных.
На практике это технологические буткемпы или хакатоны, которые длятся от пары дней до двух недель. Перед детьми ставят конкретные задачи, которые они должны решить в группе и с помощью современных компьютерных технологий. Финал — командные презентации перед жюри в стиле Dragons Den. То есть это имитация питчинга перед инвесторами. Наша география — Лондон, Сан-Франциско, Нью-Йорк, Сиэтл, Найроби в Африке, а скоро — даже Бруней на острове Борнео.
Мы учим детей как программированию и кодированию, например, с использованием Python, так и работе в команде, делегированию, общению — то, что сегодня называется soft skills. Проблемы дети решают совсем не детские: глобальное потепление, онкология, болезни старения, например, синдром Альцгеймера, проблемы сельского хозяйства. Недавно мои подопечные занялись выращиванием овощей на гидропонике и изобрели алгоритм, который по состоянию корня мог определить, какие микроэлементы требуются для оптимального развития растения.
7-8 марта мы проведем всемирный хакатон, одной из задач которого я вижу привлечение в сферу технологий большего количества девочек и женщин. С помощью технологий они смогут становиться предпринимателями и менять мир к лучшему».
«Как это ни банально, но дети — наше будущее, и инвестировать в их развитие обществу просто необходимо. Искусственный интеллект — это тоже наше будущее. Ваша жизнь будет связана с технологией, где вы будете либо ее создателем, либо потребителем. Мы способствуем развитию AI для улучшения общества, и мы учим детей с раннего возраста этическим нормам AI, чтобы они сами в дальнейшем направили свои знания на совершенствование нашего мира, на решение его острых проблем. Мы оперируем в сфере „этичного искуственного интеллекта“ и учим детей в том числе и не использовать технологии во вред обществу».
«За четыре с половиной года существования проекта мы обучили компьютерным технологиям 5,5 тысячи детей. Финансирование от CER Prize поможет запустить программу, благодаря которой наши ребята получат доступ к менторам, новым проектам и практике в разных компаниях по всему миру. Это будет по-настоящему глобальная инициатива для взаимодействия молодежи, который даст им возможность интегрировать свои проекты в большие компании, получать необходимую поддержку».
»Это немного женская история, потому что я хотела создать себя заново после развода. Вместе с мужем мы объездили полмира, работая в НКО в Бангладеш, Македонии, Эфиопии и других странах. В Великобритании я получила диплом магистра и занималась изучением военных конфликтов, безопасности и международного развития. К сожалению, на практике я поняла, что структура международного развития очень коррумпирована. Я была разочарована и хотела создать проект, который будет улучшать мир, не взаимодействуя напрямую с государством. Решение подсказала моя дочь — каждый день, возвращаясь домой из школы, она делилась новыми знаниями в области технологий, и я подумала, что именно AI и сможет сделать мир лучше, если уже сегодня обучать детей не только компьютерным технологиям, но и навыкам командной работы, коллаборации, а также этическим нормам развития технологий и улучшения мира».
Подготовила Елена Лео