Большое возвращение Ходоровски
06/01/2020 10:37

Большое возвращение Ходоровски

кино

В начале года маленький, но гордый прокатчик Arrow Films (они выпускали, например, фильмы Германа-старшего, Лозницы и Твердовского, а еще много азиатского кино) подготовил синефилам подарок, о котором можно было только мечтать. Три классических шедевра Алехандро Ходоровски, оцифрованные и отреставрированные в 4К, выходят подряд с интервалом в две недели ограниченным тиражом. И если вы хотите чего-то по-настоящему радикального, прекрасного и запоминающегося на всю жизнь, то бросайте все и идите на Ходоровски, только запаситесь чем-нибудь успокоительным, если нервы слабые.

Безумно красивые, временами извращенно жестокие (к героям и к зрителям), перенасыщенные эзотерическими и эротическими образами фильмы Алехандро Ходоровски —  как ни странно, одно из ключевых явлений культуры ХХ века, даже если вы никогда не слышали о них.

Не просто так даже термин «культовый фильм», как считается, возник в связи с самой известной на Западе лентой Ходоровски «Крот». Это его второй полный метр, и логично, что в прокат произведение чилийца из семьи украинских евреев, обитающего между Парижем и Мехико, вышло именно в Нью-Йорке, правда, в одном-единственном кинотеатре, под Рождество 1970 года. И шло после полуночи, чтобы никого не смущать, потому что, хотя формально это был вестерн, на самом деле зритель погружался в наркотический трип, в котором ко второй половине уже не было ничего ковбойского, зато возникали сказочные и притчевые мотивы в самых неожиданных воплощениях. Главную роль играл лично Ходоровски, ходили слухи (и режиссер радостно их поддерживал), что сыгранная им сцена изнасилования в фильме была настоящей, что только добавляло артхаусной картине скандальности.

В общем, билеты на все сеансы раскупались мгновенно, кроме того, фильм сразу посмотрели все инфлюэнсеры тех времен, а главным фанатом стал Джон Леннон. Одиозный режиссер оказался в числе его любимцев, и если раньше бюджеты на свои эксперименты Ходоровски собирал по копейке, то тут он получил полный карт-бланш и миллион долларов на следующий проект. Им стало самое бескомпромиссное высказывание Ходоровски «Священная гора». Достаточно сказать, что первая реплика там звучит где-то на сорок пятой минуте, а до этого мы наблюдаем за мистическим восхождением ряда персонажей, среди которых не самое главное место занимает Иисус Христос. Известно, что на все роли Ходоровски набрал непрофессионалов, заперся с ними в доме с закрытыми окнами и месяц не давал им спать и есть, накачиваясь вместе с ними наркотиками. Все для того, чтобы достичь нужной кондиции для работы. Кончилось все это не очень красиво, был скандал, но по фильму об этом не скажешь, а в истории останется именно он, а не дрязги вокруг производства.

Потом Ходоровски затеял проект своей жизни, 12-часовую импровизацию на тему «Дюны» Фрэнка Херберта. Это должен был быть самый дорогой проект в истории кинематографа — и самый главный, потому что автор затеял его не как блокбастер, но как откровение. Фактически, фильм был готов, оставалось его снять, актеры были утверждены, массивный альбом с раскадровками и описаниями — сам настоящее произведение искусства — в середине 70-х был представлен всем ведущим голливудским студиям. Но все отказались, побоявшись такой откровенной мании величия с претензией на пророчество.

На этом большая карьера Ходоровски, в общем, и закончилась, и с тех пор он, вплоть до десятых годов XXI века, сумел снять только один полноценный фильм «Святая кровь». Однако неснятый фильм разошелся по рукам в виде самиздата, и образы оттуда перекочевали в «Звездные войны», «Чужого», «Робокопа», «Терминатора» и даже в «Матрицу». Считается, что без виртуальной «Дюны» кинематограф был бы другим. Подробнее об этом можно узнать в документальной «Дюне» Ходоровского, триумфально представленной в 2013 году в Каннах и затем вышедшей на видео.

В британский прокат сначала, 10 января, выходит «Крот», затем, 24 января, «Священная гора», а после, 7 февраля, полнометражный дебют Ходоровски «Фандо и Лиз», романтическое путешествие двух странных влюбленных, в котором можно увидеть как влияние французского сюрреализма, так и пародию на раннего Феллини. Говорят, что на премьере фильма в Мехико возмущенная публика хотела линчевать Ходоровски, но он скрылся, спрятавшись в багажнике лимузина.

Если после просмотра этих трех фундаментальных картин вы поймете, что ваша жизнь резко изменилась в лучшую сторону, останавливаться не стоит. Алехандро Ходоровски после десятилетий простоя вновь в блестящей творческой форме. Ему 90 лет, у него за последние годы вышли две великолепные картины в стиле «Амаркорда» (опять Феллини!) «Танец реальности» и «Бесконечная поэзия», а в 2019 году он представил документальную работу «Психомагия: искусство исцелять», которая в ближайший год будет не раз показана на всевозможных кинофестивалях по миру. Психомагия — термин, изобретенный лично Алехандро Ходоровски, он давно проповедует эту «науку», и фильм — отличная возможность узнать о ней подробнее. Чтобы сознание опять сдвинулось куда-то в правильную сторону, как это обычно случается после просмотра того, что снял Ходоровски.

Сергей Сычев

Комментарии
Пока нет комментариев
Возникли вопросы?
Напишите нам в редакцию
Angliya в Instagram
© Angliya 2024