Реалистическая, суровая, основанная на реальных событиях и заряженная экологическим пафосом — так что не сразу верится, что ее снял тот самый Тодд Хейнс. Вы слышали это имя, но затрудняетесь вспомнить, что это за режиссер? Давайте вспоминать вместе!
Самое странное, что в фильме, который называется в честь одного из хитов Дэвида Боуи, песен самого Боуи не звучит. Более того, сам Боуи не очень хотел, чтобы эта картина появилась. Хотя для всех фанатов глэм-рока и просто хорошей музыки фильм Тодда Хейнса — просто подарок, путешествие в 70-е, где поп-идол Брайан Слейд, подозрительно похожий по сценическому образу на реального Боуи, инсценирует свое убийство на сцене.
Причем происходит это практически тогда же, когда настоящий Боуи закончил играть в Зигги Стардаста и решил заняться чем-то совсем новым в Берлине со своим другом Игги Попоп. У последнего в «Жиле» тоже есть прототип, и это лучшая роль Юэна Макгрегора на тот момент, у него еще там откровенная сцена с Кристианом Бэйлом. В фильме много отсылок к другим легендам рока, расшифровывать этот яркий субкультурный ребус — одно сплошное удовольствие.
Про Боба Дилана есть три гениальных фильма. Два документальных, Don't Look Back и No Direction Home, и один игровой, вот этот самый. Тодд Хейнс справедливо рассудил, что у Дилана так много не просто образов, но полноценных ипостасей, что пригласил на эту роль шестерых актеров, включая чернокожего подростка и женственную Кейт Бланшетт. И для каждого создал некую отдельную вселенную, где действует не Дилан, а некий подозрительно похожий на него персонаж со своим собственным именем. Это настолько смело, что поначалу не знаешь, как реагировать. Вот престарелый Билли Кид — Ричард Гир — едет на коне, но это на самом деле Боб Дилан, а вот пастор Кристиан Бэйл служит в маленькой провинциальной церквушке, и это тоже Дилан. Конечно, без детального знания биографии и творчества Дилана смотреть тяжеловато, но даже в этом случае эффект будет очень сильным.
Сегодня сериалы уже заняли место рядом с серьезным кинематографом, и никого не удивляет, что лучшие авторы работают в этом направлении, хотя раньше таких случаев насчитывалось меньше, чем пальцев на двух руках. И на престижных смотрах сериалы тоже теперь представлены — на большом экране, с пресс-конференциями и джанкетами, все как у взрослых. Но первым сериалом, который крупный Венецианский МКФ показал наравне с игровым кино, был не «Твин Пикс» и не «Во все тяжкие», а феминистская драма «Милдред Пирс» Тодда Хейнса с Кейт Уинслет в главной роли — она потом получила за нее «Золотой глобус». Это практически шестичасовой фильм-погружение в непростую жизнь матери-одиночки в эпоху Великой депрессии, без всяких скидок на телевизионный формат. И с тех пор в Венеции обязательно чествуют сериалы; в последний раз вот показывали «Нового Папу», правда, не целиком, а только второй и седьмой эпизоды.
Забавно, что в Каннах Руни Мара получила приз за лучшую женскую роль, а на «Оскар» ее выдвигали как актрису второго плана. А Кейт Бланшетт, у которой чисто арифметически меньше экранного времени, как исполнительницу главной роли. Может, в наказание за это из шести номинаций на «Оскар» все остались без наград, и на «Глобусе» фильм несправедливо обошли в пяти номинациях, хотя там Мара и Бланшетт соревновались друг с другом наравне, что тоже, наверное, неправильно. Как и Абделлатиф Кешиш в «Жизни Адели» до него, Хейнс нашел какую-то очень верную интонацию, чтобы получилась не лесбийская драма (каким, кстати, был роман Патриции Хайсмит), а тонкий рассказ, вернее, рождественская песнь (carol!) о страсти, любви и охлаждении.
В сущности, если бы Руни Мара играла не продавщицу, а продавца, который бы влюбился в роскошную светскую львицу и вызвал ответное чувство, никакого скандала вокруг фильма не было бы. Но тогда не было бы понятно, какое воздействие на чувства влюбленных женщин могли оказывать предрассудки пуританской Америки 50-х годов, где сам факт их отношений мог вызвать большие проблемы. Никогда не скрывавший своих сексуальных предпочтений Хейнс часто в своих фильмах придает любви между героями оттенок чего-то запретного, опасного, но по сути настолько невинного и интимного, что персонажей невозможно осуждать, если приблизиться к ним чуть ближе — на расстояние от киноэкрана до зрительского кресла.
На первый взгляд, этот фильм выбивается из творчества Хейнса, потому что это две истории о детях, оглохшем мальчике и глухой девочке, которые ищут нечто очень важное для себя в огромном взрослом мире. Но здесь очень много «приветов» от предыдущих картин. Так, переплетение двух сюжетов из разных временных пластов — это есть и в «Жиле», и в «Меня там нет». Из «Жилы» — 70-е годы и Дэвид Боуи, его Space Oddity здесь звучит без всякой маскировки. Мальчик, сбежавший из дома, — почти маленький Дилан. Нью-Йорк присутствует во многих работах Хейнса, включая «Кэрол», а линия девочки перенесена во времена, близкие по хронологии к «Милдред Пирс».
Джулианна Мур, у которой здесь три роли, ранее не раз снималась у Хейнса, да и стала известной не в последнюю очередь благодаря ему. То есть «Мир, полный чудес» — это путешествие по «мирам» Тодда Хейнса, предпринятое двумя отважными детьми. Только не обычными, а словно бы книжными, то ли марктвеновскими, то ли диккенсовскими, кому как больше нравится. То, как трудно людям бывает услышать друг друга, здесь обыграно на всех уровнях. В этом Хейнс, любитель многослойности, всегда был непревзойденным мастером.
Сергей Сычев