Сейчас человек остро ощущает потребность в общении. Вирус невидим, и угроза заражения отдаляет людей друг от друга. По словам профессора российской и европейской политики в Кентском университете в Кентербери Ричарда Саквы, эпидемия разрушает привычные социальные модели нормальности.
Однако «отдаление» и «потеря доверия» — это тренды, которые родились задолго до начала эпидемии. Как влияет самоизоляция на человека и почему мы вдруг начинаем чувствовать себя одинокими, находясь в толпе?
Сегодня под масками и перчатками мы прячем не только свое лицо и руки, но и душевную доброту. На днях одна из жительниц Великобритании опубликовала в социальной сети душераздирающую историю. Инвалид-колясочник безуспешно пытался заехать внутрь автобуса: колесо застряло, — а все шестеро пассажиров безучастно наблюдали за этим, соблюдая режим «социальной дистанции». Отважиться на помощь молодому человеку решилась сама автор поста. Что демонстрировали остальные пассажиры — осторожность перед лицом коронавируса или полную потерю доверия и контроля над ситуацией?
Действительно, Covid-19 выявил наши уязвимые места и изменил восприятие нормы. «Наконец-то до нас дошло, что наше лично состояние здоровья не индивидуально, но социально, — пишет The Guardian, — мы не независимы, а совсем наоборот».
Люди боятся заболеть сами и опасаются, что могут заразить своих близких. Изоляция и отдаление провоцируют рост количества людей, страдающих от одиночества, что подрывает их моральное состояние и отражается на ментальном здоровье.
Некоторые боятся покидать дома даже после снятия карантина. Соцработники Израиля сообщают о многочисленных случаях повышенной тревожности у людей, которые вместе с домочадцами провели два месяца на карантине, а теперь вынуждены заново «вливаться в общество».
Глава социальной службы Хайфского округа Ифат Алон утверждает, что масштаб проблемы стал ясен после анализа звонков на горячую линию. Люди не уверены в том, что эпидемия действительно позади. Чтобы справиться с тревогой, многие принимают антидепрессанты.
Вот что говорят те, кто обращается за помощью: «Я постепенно возвращаюсь к работе, но у меня стало усиливаться ощущение неопределенности, потери контроля над происходящим. Я боюсь заразиться от знакомых и коллег. Откуда мне знать, где они были, с кем встречались. А вдруг они сами больны и скрывают это? Я утратил доверие к людям, некоторым верить вообще нельзя. Я чувствую себя незащищенным».
Согласно данным Consumer Tracker, 22% респондентов считают, что после снятия карантина они почувствуют себя более отрезанными от общества, чем когда-либо, а 28% чувствуют себя более одинокими уже сейчас.
Общение происходит в основном онлайн. Количество американцев, которые до сих пор видятся «в реале», за последний месяц сократилось в четыре раза — с 84% до 24%, в то время как доля тех, кто проводит виртуальные встречи, вечеринки и собрания, увеличилась с 14% до 22%.
Одиночество и скука провоцируют людей на более откровенные высказывания. Тем не менее поддержание социальных связей в удаленном режиме утомляет, и респонденты говорят о социальном выгорании и «виртуальном похмелье» после многочисленных сессий в зуме, фейстайме и т. п.
Кстати, чтобы люди не чувствовали себя одинокими, правительство Великобритании, вводя ограничительные меры, предложило парам выбор: если партнеры не живут вместе, они должны либо вообще не встречаться, либо быстро съехаться. Заместитель главного врача Великобритании Дженни Харрис заявила журналистам: таким образом пары «должны проверить прочность отношений и решить, желает ли кто-нибудь из них постоянно проживать с партнером».
А эксперты Национального института здравоохранения и окружающей среды Нидерландов даже советуют найти себе партнера для «дружеского секса» или «партнера по объятиям» на период самоизоляции. Так, голландский Национальный институт общественного здравоохранения и окружающей среды обновил рекомендации по вопросам сексуальности на время карантина, поскольку физическая близость и секс могут благотворно влиять на психическое состояние людей, находящихся в вынужденном одиночестве, пишет The Guardian.
Как показывают исследования социологов, люди начали отдаляться задолго до пандемии. «Падение рождаемости и уменьшение размеров семей могут быть главными причинами роста поляризации мнений в политике и растущего недоверия между людьми, считает британский ученый Томас Дэвид-Барретт, его слова приводит журнал Scientific Reports: »Законы и государство могут заменить часть функций по поддержанию социальных норм, которые раньше исполняли семьи и сети традиционных родственных связей. С другой стороны, люди не чувствуют связи друг с другом и не доверяют обществу».
Социологи уже начали приравнивать живое общение к роскоши.
В прошлом году в New York Times вышла статья об американском пенсионере и его виртуальном питомце. Кот по кличке Сокс обсуждает со своим «другом» из плоти и крови его любимую бейсбольную команду, включает ему музыку и показывает фотографии. Помимо этого виртуальный друг «следит» за пенсионером через камеру в режиме реального времени и даже отчитывает его, если тот пьет газировку вместо воды.
Такие проекты недороги в производстве и сокращают расходы на социальное обслуживание слабозащищенных слоев населения. Монитор можно поместить в любое место, например, в школе, больнице, аэропорту или ресторане. Любое действие, которое можно выполнить с помощью цифрового помощника, экономически эффективно. Но сама текстура жизни, весь тактильный опыт сводится к гладкой поверхности стекла экрана.
Однако все больше богатых людей хотят, чтобы их дети играли с реальными людьми и в настоящий конструктор, а частные школы без применения технологий становятся все популярнее. «Люди стоят дороже, чем компьютеры, и богачи хотят и могут себе позволить их услуги. Показное живое общение стало престижным — пожить без телефона, удалить аккаунты в социальных сетях, не отвечать на почту. И все это превратилось в дивную новую реальность, в которой живое общение стало предметом роскоши», — заключает автор New York Times.
Эксперты утверждают, что чем больше технологий появляется в жизни бедных, тем больше их исчезает из жизни богатых. Чем ты богаче, тем больше денег ты тратишь на то, чтобы не зависеть от технологий.
Технологические компании усердно работали над тем, чтобы государственные школы поддерживали программы, обязывающие предоставить каждому ученику ноутбук, уверяя, что это лучше подготовит их к будущему, окруженному технологиями. Но сами люди, построившие это будущее, воспитывают своих детей по-другому. К примеру, в Кремниевой долине к проведению времени за монитором все больше относятся как к моветону. Там большую популярность имеют методики Вальдорфской начальной школы, которая обещает образование, практически свободное от техники. По мере того, как богатые дети минимизируют время, проведенное с гаджетами, бедные, напротив, его увеличивают.
Также в последние годы в мире растет и число молодых людей, которые влюбляются в героев аниме и компьютерных игр и не стремятся к отношениям с реальными людьми. Особенно ярко эта тенденция выражена в Японии и Южной Корее.
Например, японец Акихико Кондо зарегистрировал официальный брак с куклой, вернее, с ее голограммой в стеклянной капсуле. На свадебной церемонии присутствовали 39 гостей. «Я устроил эту церемонию по двум причинам, — объясняет он. — Во-первых, чтобы доказать свою любовь к Мику. Во-вторых, сейчас очень многие молодые отаку влюбляются в героев аниме, и я хотел показать всему миру, что я их поддерживаю».
Профессор социологии Масаширо Ямада, автор колонки советов по личным вопросам в газете Yomiuri, поясняет, что многое тут связано с экономикой и традициями, в первую очередь с тем, что многие японки не станут встречаться с парнем, если он не зарабатывает приличных денег. Примерно половина женщин Японии в возрасте от 20 до 29 лет согласились с утверждением, что мужья должны зарабатывать деньги, а жены — вести хозяйство. «В Азии, Японии и Южной Корее люди с ума сходят по поводу большой зарплаты, и эта тенденция не убывает, а только укрепляется», — указывает социолог.
Вся забота по воспитанию детей по-прежнему ложится на женские плечи. Постоянный стресс на работе, очень длинный рабочий день и долгая дорога до дома очень усложняют жизнь работающей матери. Поэтому проще всего просто уйти с работы, но это невозможно, если твой партнер не получает достаточно. В то же самое время число мужчин с высокой зарплатой сокращается из-за замедления прироста японской экономики. В результате все больше молодых женщин предпочитают вообще не искать себе партнера, а многие молодые люди понимают, что шансов у них нет.
«Меня настоящие женщины никогда не привлекали, потому что я им не нравлюсь», — объясняет Акихико. В школе и на работе его травили. Когда это стало невыносимым, он уволился. В течение двух лет молодой человек практически не выходил из своей комнаты, превратившись в отшельника-хикикомори (в Японии таких людей, предположительно, около миллиона). А затем он встретил на YouTube Мику.
Прежде чем жениться на кукле, парень «встречался» с ней десять лет. Большую часть из них он разговаривал с Мику мысленно, но теперь может вести не очень мудреные, но важные разговоры с ее голограммой, созданной Gatebox. Он может сказать ей, что любит ее, и получить от нее ответное признание. Акихико начал ощущать себя так, как будто у него с Мику возникли настоящие взаимоотношения, и это помогло ему вернуться к работе. «Эти чувства ничем не отличаются от реальных отношений», — считает он.
Кстати, компания Gatebox, разработавшая для Акихико голограмму Мику, начала выпускать для своих клиентов неофициальные «брачные свидетельства», которыми за год воспользовались 3 700 человек.
Во всем мире стремительно растет количество людей, которые не желают делить свою жизнь с кем бы то ни было. Если верить прогнозу исследовательской компании Euromonitor International, в ближайшие 15 лет количество домохозяйств, состоящих из одного человека, будет неуклонно расти во всех странах. К 2030 г. таких домохозяйств станет на 120 млн больше, чем сейчас (более 220 млн).
Еще несколько лет назад депутат от Лейбористской партии в Великобритании Джо Кокс, погибшая от рук ультранационалиста в 2016 году, предлагала использовать все возможности для консолидации общества, и в том числе подняла вопросы одиночества и его влияния, создав для решения этой проблемы специальную комиссию.
В дань памяти о ней в Великобритании собрали общегосударственную группу по вопросам одиночества, в которую включили созданную депутатом комиссию. Так, в январе 2018 года руководителем группы и одновременно «первым министром одиночества» Великобритании стала Трейси Крауч, министр по делам спорта и гражданского общества.
Обозначала важность проблемы одиночества и премьер-министр Тереза Мэй. Она приводила результаты исследования благотворительных проектов, согласно которым более 9 млн человек в Британии, то есть почти каждый пятый, говорят, что всегда или часто испытывают одиночество. «Я хочу решить эту проблему для нашего общества и для всех нас. Мы должны принять меры для решения проблемы одиночества, с которым сталкиваются пожилые люди и те, кто потерял близких людей, кому не с кем поговорить или поделиться своими мыслями». И хотя в 2019 году в отставку ушли и «министр одиночества» Трейси Крауч, и премьер-министр Тереза Мэй, рабочую группу не упразднили.
В 2017 году на 125-й ежегодной конвенции Американской психологической ассоциации представили доклад о влиянии социальной изоляции и одиночества на риск преждевременной смерти, в который включили два мета-анализа. Первый содержал систематизированные результаты 148 исследований с участием 300 тыс. человек: в нем установили, что риск ранней смерти на 50% был меньше у тех, кто чаще контактировал с социумом.
Второй мета-анализ обобщил данные 70 исследований с общим числом участников более 3,4 млн человек преимущественно из Северной Америки, Европы, Азии и Австралии. Исследователи изучали влияние социальной изоляции, одинокой жизни и чувства одиночества на смертность: все три фактора увеличивали риск преждевременной смерти не в меньшей степени, чем другие общеизвестные факторы риска вроде ожирения.
Социальные связи, особенно с семьей и друзьями, важны для здоровья и эмоционального благополучия. Эксперты по проблеме одиночества пришли к выводу, что оно способно негативно влиять на большой спектр мыслительных и эмоциональных процессов. Исследователи обнаружили, что одиночество коррелирует с ростом деменции, депрессией и другими проблемами, связанными с психическим здоровьем.
Что будет после того, как пандемия закончится? В целом треть участников Consumer Tracker пересматривает свои долгосрочные приоритеты и собирается изменить свой подход к жизни после эпидемии. Как отмечает писательница Арундати Рой в Financial Times, пандемии всегда вынуждали человечество обрубать связи с прошлым и изобретать мир заново. Этот случай не исключение. Это портал, ворота между сегодняшним миром и следующим.
Возможно, временно сломав социальный уклад, кризис откроет нам новое понимание реальности и укажет на действительно ценные вещи, такие как человеческое общение, доброта и отзывчивость.