Ангел и демон: любовь перед концом света
08/07/2019 09:36

Ангел и демон: любовь перед концом света

кино

«Благие знамения» (Good Omens)
Создатель: Нил Гейман
Великобритания и США, 2019 год

Ангел Азирафель (Майкл Шин) и демон Кроули (Дэвид Теннант) представляют интересы Рая и Ада на Земле: букинист и любитель вкусно поесть Азирафель помогает человечеству выживать в достаточно неблагоприятных условиях, в то время как Кроули, фанат группы Queen и хороших автомобилей, мелко пакостит, создавая гадость под названием M25. Несмотря на формальную игру за противоборствующие команды, ангел и демон давно дружат, выручают друг друга перед дедлайнами и прониклись странной симпатией к совсем  не идеальным людям.

Лидеры Ада и Рая относятся к людям куда более беспристрастно и планируют развернуть на Земле Армагеддон. Кроули должен подменить сына американского политика на Антихриста и начать обратный отсчет до финальной битвы между добром и злом. Азирафель и Кроули не хотят для человечества столь ужасного конца и решают заняться воспитанием Антихриста в надежде, что правильные уроки помогут мальчику стать более уравновешенным и забыть о конце света. Спустя 11 лет, за пару дней до намеченного Армагеддона, выяснится, что подмена ребенка состоялась с некоторыми отклонениями от изначального плана, и Кроули с Азирафелем следили за обычным земным мальчишкой, а местонахождение Антихриста никому не известно.

Слухи об экранизации совместного романа фантастов Терри Пратчетта и Нила Геймана ходили с начала «нулевых», когда в режиссеры записывали Терри Гиллиама, а на роли Азирафеля и Кроули рассматривали Робина Уильямса и Джонни Деппа соответственно. Шли годы, но в Голливуде никак не находили денег на этот проект, а после смерти Пратчетта в 2015 году Гейман заявил, что в одиночку он писать сценарий не собирается. Только посмертное письмо Пратчетта и финансирование Amazon Prime стало необходимой мотивацией для Геймана стать создателем шестисерийного проекта.

Бюджет Amazon позволил не только дать ход экранизации, но и пригласить лучших британских и американских актеров на даже крошечные роли: Бога здесь озвучивает Фрэнсис Макдорманд, пару реплик Сатаны произносит Бенедикт Камбербэтч, а архангела Гавриила играет Джон Хэмм. На главные же роли вместо Деппа и покойного Уильямса позвали Майкла Шина и Дэвида Теннанта, и, судя по реакции поклонников романа, Гейман смог достоверно перенести своих книжных персонажей на экран и превратить шесть тысяч лет их приключений в одну из нежнейших романтических историй в телевизоре.

Азирафель и Кроули не просто коллеги из противоборствующих департаментов, их отношения не ограничиваются и дружбой; это та самая большая любовь между противоположностями, у которых есть века и тысячелетия на то, чтобы дополнить друг друга и превратиться в один сложный организм. Герои Шина и Теннанта переступают через профессиональные границы и лояльности не только ради абстрактного блага всего человечества, но и ради своих собственных отношений, возможных только на Земле, ради их уютной жизни с музыкой, книгами и длинными ужинами в хороших ресторанах, ради всего человеческого, к чему они успели прикипеть и чем стали сами.

Саму привязанность между ангелом и демоном — сложное и неподдающееся доскональному анализу человеческое чувство — Гейман и Пратчетт противопоставляют ограниченности религии. Стремление к объективности, к достижению далеких от реальности идеалов в современном мире превратилось в одну из главных добродетелей, но «Благие знамения» в своей фантасмагоричной форме скидывают маски с идеологии, показывая, как отсутствие гуманизма и субъективности приводит к 40-дневным потопам, геноцидам и никому не нужному чемпионату мира между добром и злом.

Ненужным апокалипсис оказывается еще и потому, что разница между воинствующими сторонами оказывается, мягко говоря, не самой очевидной. Сразу после выхода сериала религиозно настроенные граждане написали петицию в «Нетфликс» (да-да, это не опечатка) с требованием прекратить продвигать сатанизм в массы и закрыть «Благие знамения». Впрочем, в вопросах дьявольщины сериал Геймана следует примеру сотен фильмов и сериалов, которые изображали зло стильным, харизматичным и с хорошим чувством юмора — об этом еще сто лет назад рассказывал Булгаков. Настоящую провокацию Пратчетт и Гейман спрятали в размытых границах между добром и злом, превратив Рай и Ад в неожиданно похожие организации с разными маркетинговыми стратегиями.

В первых сериях «Благие знамения» намекают на схожесть добра и зла через героев Кроули и Азирафеля, бунтующих против двуполярной системы каждый на своем участке. В одной из лучших сцен сериала Кроули пытается объяснить своему старому другу, что разделения на два идеологических лагеря — пустое, а смысл есть только в их общем желании сделать что-то хорошее на человеческом, а не идеологическом уровне.

Азирафель все же сопротивляется и пытается пробраться по бюрократической линии добра на самый верх, чтобы договориться об отмене Апокалипсиса. Но в божественной корпорации интересы людей значат так же мало, как и в преисподней; там защищают идеологию добра, а не маленьких людишек. За легкомысленным тоном «Благих знамений» скрывается злободневное предостережение об опасности идеологий с их великими планами и пренебрежением маленькими людьми и всеми земными радостями, которые им так дороги.

Подготовила Юлия Юзефович

Комментарии
Пока нет комментариев
Возникли вопросы?
Напишите нам в редакцию
Angliya в Instagram
© Angliya 2024