Пожалуй, самый известный бразильский фильм, снятый режиссерами Фернанду Мейреллишем и Катей Лунд, входит в тридцатку лучших фильмов по версии пользователей киносайта IMDb.com. Действие фильма разворачивается в одном из самых опасных райнов Рио-де-Жанейро, Городе Бога, где в начале 60-х почти нигде нет ни электричества, ни водоснабжения и селятся там лишь самые бедные жители бразильского мегаполиса. Главные герои, парни Ракета и Малыш Зе, живут в Городе Бога, но если Ракета пытается выбраться из нищеты честными способами и стать фотографом, то Малыш Зе с юных лет становится гангстером и наркоторговцем, и именно его войны с другими драгдилерами разрушат множество жизней и принесут кварталу дурную славу. Картина Мейреллиша и Лунд показала всему миру проблемы социального неравенства, преступности, расизма и коррупции, с которыми Бразилия борется на протяжении последних 50 лет, но пока что безуспешно.
Тюремная драма о двух сокамерниках, оказавшихся в заключении во времена военной диктатуры в Бразилии. Один из заключенных, Валентин (Рауль Хулиа) оказался в тюрьме из-за своих политических убеждений, а также из-за участия в деятельности революционного движения. Его сокамерник, Луис Молина (Уильям Херт) — трансгендерная женщина, оказавшаяся в тюрьме из-за связи с несовершеннолетним парнем. Луис пересказывает Валентину свою любимую мелодраму, пытаясь отвлечь мужчину от пыток и разлуки с любимой женщиной, Мартой, а Валентин начинает делиться с Луисом своим политическим прошлым. Впрочем, мотивы главных героев будут не всегда очевидны, и сокамерники будут с подозрением относиться друг к другу.
В отличие от многих фильмов в этом списке, картина режиссера Даниэла Рибейру не пытается раскрыть очередную порцию социальных проблем Бразилии, а рассказывает историю трех бразильских подростков, которые стремительно взрослеют, но еще не до конца осознают свои сексуальные желания. Главный герой незрячий парень Леонардо тяготится постоянной опекой своих родителей и мечтает получить высшее образование за границей. Об этом желании знает лишь его лучшая подруга Джованна, которая помогает ему в школе и каждый день провожает его до дома. Отношения между друзьями меняются, когда в классе появляется новый мальчик Габриэль: он садится рядом с Леонардо, делает вместе с ним школьный проект и проводит все свободное время с новым другом, что приводит к ревности со стороны Джованны. Леонардо же пытается разобраться в своих чувствах к Габриэлю, в которых смешивается и близкая дружба, и романтический интерес. Неожиданная для бразильского кинематографа гей-драма, которую стоит посмотреть всем фанатам «Зови меня своим именем».
Фильм «Центральный вокзал» режиссера Вальтера Саллеса пользовался успехом среди западных критиков и завоевал «Золотой глобус» за лучший иностранный фильм, а также получив две номинации на «Оскар» — за лучший иностранный фильм и за лучшую актрису. Главная героиня Дора когда-то работала учительницей, но недавно вышла на пенсию и теперь подрабатывает на вокзале, где пишет письма для неграмотных бедняков. Впрочем, на старости лет Дора озлобилась на весь мир и отыгрывается на своих несчастных клиентах, письма которых она не всегда отправляет адресатам. Однажды Дора помогает написать письмо матери-одиночке Ане, которая пытается отыскать отца своего девятилетнего сына Жозуэ. Вскоре после написания этого письма Ана погибает в автомобильной аварии, а Дора, несмотря на первые эгоистичные порывы, решается помочь Жозуэ в поисках отца и отправляется вместе с ним на северо-восток Бразилии.
Второй фильм режиссера Эктора Бабенко в этом списке (первый — «Поцелуй женщины-паука»), и он вновь посвящен бразильской тюремной системе. На протяжении более чем 80 лет «Карандиру» была самой известной тюрьмой в Сан-Паулу, где условия содержания были совершенно чудовищными, смотрители не имели никакого влияния на заключенных, что приводило к убийствам и торговле наркотиками. Рассказчиком фильма становится доктор Варелла, который приезжает в тюрьму, чтобы протестировать заключенных на ВИЧ. Впрочем, доктор становится лишь своего рода сценарным ходом, позволяющим заключенным рассказать свои истории и показать зрителям, что они тоже люди, заслуживающие симпатии и сочувствия. Такое близкое знакомство с заключенными позволяет превратить финальную резню в «Карандиру», в результате которой погибли 111 человек, из случайной строчки в Википедии в событие личное и понятное. Фильм снимался на территории реальной тюрьмы «Карандиру», которая была снесена после завершения съемок.
Подготовила Юлия Юзефович