Итоги летних торгов, прошедших в крупнейших аукционных домах Лондона, могут означать очередную стагнацию на рынке русского искусства
Широкая улыбка Уильяма МакДугалла и звон бокалов завершили последний аукцион «Русских торгов», которые проходят в Лондоне дважды в год: в июне и ноябре. «Мы заработали £6,7 млн», сказал глава аукционного дома MacDougall’s, которым он руководит вместе с женой Екатериной. Их детище по результатам продаж заняло вторую позицию в категории Russian paintings, куда входят работы старых мастеров, XIX века, авангарда, соцреализма и XX века.
«Русские картины» — одна из категорий негласной классификации, которой аукционные дома пользуются во время Недели русского искусства. Другие категории — это «Современное искусство», представленное послевоенными и нонконформистскими работами; «Декоративно-прикладное искусство» (включающее в себя работы Фаберже), а также «Иконы».
Всего за эту неделю на аукционах в Christie’s, Sotheby’s, McDougall’s и Bonham’s выручили £23,9 млн — на 41% меньше, чем в ноябре 2017 г. Из 1117 лотов нашли своих новых владельцев 749, большинство из них — русские. «В основном это коллекционеры из Москвы», — поделился мистер МакДугалл.
За что же боролись этим летом наши соотечественники?
Половина работ из большой десятки была представлена Sotheby’s, но главную сделку заключили в Christie’s: «Танцовщица в испанском костюме» А.Яковлева установила ценовой рекорд на произведения художника — £1,1 млн.
Подборка работ К.Сомова заработала £295 тыс. Настоящая борьба развернулась за его «Автопортрет». Новый владелец заплатил в итоге £172,5 тыс. — в 21 раз больше ожидаемой цифры. Второе место в топ-десятке тоже досталось А.Яковлеву — Sotheby’s продал его «Арлекина» за £730 тыс.
«В прошлом году на аукционах было представлено десять работ с ценой более £600 тыс., поделился мнением Саймон Хьюитт, эксперт по русскому искусству. — А на последних летних торгах — только две». На вопрос о том, говорит ли отсутствие дорогих лотов вкупе с падением объема продаж о начале нового периода стагнации на аукционах русского искусства, он ответил: «Летние торги часто идут более вяло, чем предрождественские. Мне кажется, падение продаж в этом сезоне зависит в основном не от отсутствия на рынке больших игроков, а от неспособности аукционных домов предоставить интересные лоты — рынок опять завис. MacDougall’s не смог продать Шишкина, ожидаемая цена которого в £1 млн была, по-моему, завышена. Жаль, но на аукционе отсутствовали яркие работы авангардистов, которых высоко ценят во всем мире».
Положительный тренд торгов — оживленное движение в среднем ценовом сегменте. «В этом году большой интерес вызвали работы в ценовом диапазоне £200 тыс. — £500 тыс., поделился Уильям МакДугалл, — в торгах участвуют не только олигархи — формируется более устойчивый рынок».
Аукционный дом Bonham’s, как всегда, замкнул четверку продаж. Главный лот — «Натюрморт с ромашками» кисти Н.Фешина был продан за £237 тыс. Несмотря на скромный доход в £1,18 млн, только дом Bonham’s умудрился за этот год увеличить собственные продажи.
Подготовила Елена Лео