Оскаровские номинанты на лучший документальный фильм всегда стоят особняком от остальных. С одной стороны, эта категория из всех, что придумала Киноакадемия, имеет наименьшее отношение к киноискусству. Оно просто здесь на втором плане, так что ничего удивительного в том, что лучшие американские, да и любые другие документалисты в истории на «Оскар» большей частью даже не номинировались. Изучать историю документалистики по «Оскару» никак нельзя, сюда зачастую не попадают даже фундаментальные работы, полностью меняющие представление о возможностях этого искусства. Академики ухитрились не дать «Оскар» даже номинированному на него «Акту убийства» — пожалуй, главному документальному фильму прошлого десятилетия, — выбрав вместо него проходной «В двух шагах от славы» про бэк-вокалисток у рок-легенд.
С другой стороны, эта номинация исключительно важна, потому что здесь сочетаются кино как публицистика, рефлексия американской интеллектуальной элиты над собой, своей страной и происходящими в мире процессами и — при этом — все же некая идеальная форма этой рефлексии. Потому что нет более глубокого и рафинированного способа киномышления сегодня, чем полнометражное документальное кино; это сливки эстетического, этического, мыслительного процесса человечества. И пусть американская традиция слишком часто подменяет наблюдение и живую интерпретацию художника чередой бесконечных говорящих голов в кадре, все же документалистика, в том числе оскаровская, «живет» гораздо дольше игрового кино, становясь с возрастом только ценнее и, как ни странно, не теряя своей актуальности.
Взять, например, номинанта и фаворита этого года «Лето соула». Этот фильм получил шесть десятков международных наград, среди которых недавняя BAFTA, а вообще картина еще в 2021 году победила на «Сандэнсе», заодно и получив приз зрительских симпатий. В общем, один из самых успешных доков года. И этот док — абсолютный побратим фильма «Вудсток», который получил «Оскар» в далеком 1971 году. Только тот зафиксировал культовое музыкальное событие 1969 года, а «Лето соула» — другой фестиваль, который одновременно с Вудстоком проходил в Гарлеме. И это был большой концерт черных музыкантов для черной аудитории, который тоже был снят на цветную пленку, в несколько камер, только оказался этот фестиваль никому не нужен в тот момент. И архив пролежал полвека непонятно где, никто и никогда не видел эти кадры. И вот музыкант, актер, продюсер и режиссер Амир-Халиб Томпсон, он же Квестлав, нашел этот архив и смонтировал из него полный метр, снабдив его большим количеством современных интервью о том, что творилось в Гарлеме в августе 1969 года. Хотя лучше бы он этого не делал, потому что Стиви Уандер и Би Би Кинг, рубящиеся на сцене перед беснующейся толпой, воспринимаются гораздо выразительнее без всяких комментариев. Конечно, месседж фильма в том, что концерт был крутым, но состоялся не вовремя и не был подхвачен музыкальной индустрией и народом, остался локальным событием, хотя заслуживал куда большего. Но теперь он вписан в миф об эпохе с середины 60-х до середины 70-х, одной из самых любимых в США, хорошо задокументированной и ставшей чем-то вроде золотого века свободы, борьбы за свои права, концентрации таланта и массовой вовлеченности в тектонические сдвиги в истории.
Такого рода фильмы выходят регулярно и всегда пользуются большим спросом, в том числе на «Оскаре». В этот раз среди номинантов есть еще один внутри того же тренда. «Аттика» — подробный и страшный рассказ о знаменитом трагическом восстании в тюрьме строгого режима. Аттика пользовалась дурной славой, заключенных там временами буквально пытали, и, когда те взбунтовались и взяли заложников, это было скандалом национального масштаба. После долгих переговоров полиция решилась на штурм и стала бить по безоружным зекам боевыми пулями, все погибшие в итоге заложники тоже были с огнестрельными ранениями, а дальше произошли пытки и убийства тех, кого считали зачинщиками. Америка была в ужасе, но проглотила этот скандал, его замяли, виновников бойни не судили, а через тридцать лет семьям убитых тихо выплатили денежную компенсацию. Сегодня седовласые старцы обливаются слезами, вспоминая в фильме события 1971 года, но цветная хроника бунта не вызывает должного сочувствия, потому что картинка мало отличается от того, что сейчас происходит в теленовостях. Просто понятно, что за пятьдесят лет ничего не поменялось, кроме покроя рубашек и длины волос.
Среди номинантов «Оскара» в этот раз есть также фильм с фемповесткой — «Текст в огне» про единственную в Индии газету, которой управляют женщины. Мы вместе с ними берем интервью и узнаем о разного рода трудностях, которые претерпевают жительницы Индии — страны, в большей степени архаичной в плане гендерных ролей и прав человека в целом. Достаточно сказать, что там девушке, не ответившей на ухаживания, можно плеснуть в лицо кислотой, и ничего за это не будет; многие иностранки, включая русских, так поплатились за свою приветливость.
Концептуальный фильм «Восхождение», хит Трайбеки, представляет Джессика Кингдон, американка с китайскими корнями. Ее объект исследования — труд в современном Китае как выражение некой «китайской мечты». Здесь будут и чернорабочие, которых берут на мануфактуры, но только при отсутствии на теле татуировок почему-то. И менеджеры среднего звена, которые мечтают однажды стать богатыми и успешными, для чего посещают всевозможные тренинги. И топ-менеджеры, тусующиеся в дорогих отелях и ресторанах, полностью превратившиеся в западных людей, утратившие идентичность. Этот фильм в номинантах «Оскара» — еще одно доказательство пристального внимания западной элиты к своим азиатским партнерам, однако «Американская фабрика», получившая в 2019 году «Оскар», была куда интереснее и ярче.
Но главный номинант — это, конечно, анимадок «Побег», он представлен еще в категориях «Лучший анимационный фильм» и «Лучший международный фильм», а еще он тесно связан с Россией. Фактически это мультфильм, построенный на монологе (реальном интервью?) некоего Амина. Сейчас Амин живет в Дании с любимым мужчиной, он успешен и состоятелен, но когда-то он был афганским мальчишкой, который бежал вместе с семьей в Россию из разоренной войной страны. Большая часть фильма — это мытарства Амина и его родственников в России, где бесчинствуют «менты», по телеку крутят мексиканские сериалы, а на улицах стоят очереди в «Макдональдс». Фильм полиязычный, и там много русской речи, правда, там милицию несколько преждевременно называют полицией и иногда путают хронологию событий, но Амин между делом отмечает, что семья бежала в Россию потому, что это была единственная страна, которая согласилась их принять. А Европа депортировала афганских беженцев при первой же возможности. Этот фильм настолько в повестке, что даже интересно, как он пройдет на «Оскаре», но художественно он точно самый сильный, пусть даже его документальная основа под большим вопросом, да и начинается фильм с того, что режиссер уличает своего героя во лжи. А кино и есть, по замечанию Ханеке, ложь со скоростью 24 кадра в секунду. Особенно документальное.