Александр Шаф — создатель знаменитых квест-комнат Lock’d, считает, что вскоре мир будет больше развлекаться и меньше работать. Он рассказал нам о том, чем Lock’d отличается от английских «escape rooms», в чем секрет успеха его проекта и откуда он черпает вдохновение.
— Расскажите, как вам пришла идея создания Lock’d?
— Несколько лет назад я работал консультантом в большой телеком-компании в России. Проект продвигался успешно, бизнес развивался, но в конце года нам сделали сюрприз в виде обесценивания валюты почти вдвое. Прогнозы были предсказуемыми, я понял, что нужно двигаться дальше. А поскольку раньше я учился в Англии, получал MBA в школе Cranfield — мне эта страна уже была знакома, здесь жили мои приятели, поэтому было логичным переехать именно сюда.
Мое видение будущего слегка прагматичное: я верю, что скоро мир будет больше развлекаться и меньше работать. Объяснение простое: не все смогут эффективно реализовывать свои знания, не будет хватать работы — многих заменят роботами, компьютерами, искусственным интеллектом; люди останутся дома, а правительство будет им платить деньги, чтобы они не чувствовали себя несчастными и ходили голосовать на выборы. И, соответственно, в таком будущем фокус будет на развлечениях. Так и родилась идея создания Lock’d.
Александр Шаф[/caption]
— Вы предварительно опробовали другие подобные проекты?
— Когда я первый раз сыграл в квест в Москве, я подумал, что это — мое. С детства люблю электронику и инженерию, наложив это на бизнес-навыки, которые получил в Cranfield, я решил создать уникальный проект в Лондоне — мировом Вавилоне, куда стекается огромное количество людей со всего мира, молодых, инициативных, желающих пробовать все новое, готовых на эксперименты.
Конечно, еще до переезда в Лондон я провел подробный анализ существующих игроков на рынке. Выяснилось, что ситуация на конец 2014 года была довольно печальная: здесь существовало всего 3-4 квест-комнаты. Мы все их посетили и сразу поняли, что все это можно сделать гораздо лучше, совсем по-другому. Lock’d — это был первый проект, который трансформировал английский «escape room» во что-то больше похожее на русский реалити-квест. Вместо маленьких неприятных комнат, из которых действительно хотелось сбежать, — интересное пространство с сюжетом.
— Из ваших комнат сбежать не хочется?
— Нет. Мне кажется, это неправильный концепт. Мы не должны брать людей в оковы, и потом наслаждаться, глядя, как они выпутываются, наша задача — как у кинематографа — дать человеку определенный сюжет, который он часто видит в театре или кино, например, и предоставить уникальную возможность стать главным героем этой истории. Только от вас зависит исход этой серии фильма. Lock’d стал первым в Лондоне квестом, который создал сюжет.
Grandpa’s Last Will — первая квест-комната Lock'd, она до сих пор остается самой популярной[/caption]
— Какой из существующих сюжетов был первым?
— Grandpa’s Last Will, и он до сих пор остается самым популярным. «Последнее завещание дедушки» — это сюжет о поисках затерянного сокровища, на которое у тебя есть все права, но вот только эти права необходимо подтвердить. Эта история окутана тайнами и секретами. С момента, когда вы заходите в комнату, вы попадаете в кабинет ретростиля и моментально погружаетесь в историю.
— Кто приходит к вам поиграть?
— Много интересных посетителей было за эти 3,5 года. Как-то к нам пришел играть знаменитый комментатор из «Формулы-1» Джим Розенталь со своей семьей, у них такая традиционная английская семья. По моему акценту они поняли, что я не англичанин, и его жена удивленно спросила, как мне удалось сделать комнату такой английской? И этот вопрос заставил меня задуматься. Действительно, как? Первая мысль, которая пришла мне в голову — «потому что она была сделана в Англии». Но на самом деле над созданием комнат работает по-настоящему международная команда: ребята из Италии, Испании, Румынии, России, Америки, Германии.
— Как, собственно, происходит создание квеста?
— Моя роль в этом очень небольшая, хотя и важная. Обычно я самостоятельно принимаю решение по сценарию комнат, и для этого провожу уйму времени за просмотром кино и сериалов. Это помогает понять, какую же еще историю люди бы хотели увидеть, услышать, почувствовать и потрогать.
А еще я всегда лично выбираю задачи для квеста. Не все они придуманы мной, но выбраны — точно. В силу образования, которое я получил в Cranfield, у меня появилась новая область знаний — психология. Поэтому все загадки, которые есть в квесте, ориентированы на хороший баланс участников и слаженную командную работу. У меня есть определенный чек-лист, через который я пропускаю все созданные задания. Например, активирует ли человек эти чувства во время прохождения? Стимулирует ли окружение эту зону мозга? И как более вероятно отреагируют люди? Вот это — очень важный этап работы, потом мы обязательно проверяем задания на тестовых группах. Об этом я рассказывать много не буду, это одно из наших главных ноу-хау. Именно это делает игру по-настоящему интересной и захватывающей.
— В ваших комнатах много старинных вещей, откуда они?
— Очень много вещей для реквизита собираются вручную. Конечно, мы используем самые современные технологии: от лазерной резки до моделирования. И, кстати, комната, которую мы открыли совсем недавно (The House of Alastair Moon), собрана по последнему слову техники. Практически все гаджеты, с которыми вы взаимодействуете, в реальном времени записывают картину игры. Когда вы что-то открыли, закрыли или что-то решили. Это невероятный мир, который открылся не так давно и с каждым днем совершенствуется все больше. Мы занимаемся именно тем, чтобы как можно больше людей увидели и попробовали квест на самом достойном уровне!
Подготовила Елена Лесли
Фотографии предоставлены www.lockd.co.uk