Сериал «Американцы»: меткий выстрел телевидения США
13/06/2018 17:32

Сериал «Американцы»: меткий выстрел телевидения США

американцы
кино
сериалы
юлия юзефович

В конце мая на телеканале FX вышла финальная серия «Американцев» — грандиозного сериала о советских шпионах, которые на протяжении десятилетий успешно притворялись обычной американской семьей. «Англия» рассказывает, почему финал «Американцев» можно считать одним из лучших в истории телевидения.

Осторожно, спойлеры!

Карты на стол

К концу «Американцев» случилось то, чего зрители боялись и одновременно ожидали с нетерпением: Дженнингсам приходится бросать все нажитые непосильным трудом видеомагнитофоны и кожаные куртки и срочно бежать из страны. Начиная с первой серии было очевидно, что у жизни с двойным дном когда-то обязательно истечет срок годности, но с каждым эпизодом последнего сезона, с каждым перерезанным Элизабет горлом (а ее в этом сезоне несло) все более отчетливым становилось чувство, что провал неизбежен и он где-то за углом.

Несмотря на шпионский антураж и убийства разной степени гротеска, создатели «Американцев» всегда говорили, что их сериал не столько о спецслужбах и шпионах, сколько о противопоставленных идеологическим войнам отношениях между членами семьи. К финалу, впрочем, выясняется, что безграничная преданность идеологии слишком тяжелое испытание, и частная жизнь в этом противостоянии всегда проигрывает. Как только Филип понимает, что ФБР вот-вот рассекретит их настоящие личности, идеальная американская жизнь Дженнингсов с двумя детьми, красивым домом, собственным бизнесом и играми в сквош со Стэном Биманом моментально растворяется в воздухе, как и положено иллюзии.

 Здесь жизни нет

Это, в сущности, и есть главный конфликт «Американцев» — невозможность для Дженнингсов нормальной жизни. Еще в России Надю и Мишу предупреждали, что это не заграничная командировка, смешанная с отпуском, а тяжелая, неблагодарная работа. Но молодые советские идеалисты, которые были готовы пожертвовать своей короткой жизнью во благо Родины, не до конца понимали, что на самом деле жизнь длинная, и однажды выбор между патриотизмом и собственными интересами не будет таким очевидным. Эти мысли давно витали в голове «просветленного» после ЭСТ-тренингов Филипа, но хладнокровную Элизабет сокрушает осознание того, что их американскому сыну Генри нет места в СССР, и его, как и все, что их окружало в последние 20 лет, придется оставить в США.

Последним ударом, которого не ожидали ни Дженнингсы, ни зрители, стало решение Пейдж не следовать за родителями в Россию. Спустя шесть сезонов и десятки убийств выяснилось, что самая шокирующая и трагичная сцена сериала прошла без единого выстрела и даже без слов. За 20 лет в Америке Филип и Элизабет не выстроили ничего, кроме странного лабиринта из кривых зеркал и дымовых завес, который за считанные секунды превратился в пыль, не оставив после себя ничего.

Убить без убийства

Второй ключевой сценой финальной серии становится ожидаемая конфронтация между Дженнингсами и Стэном Биманом. На протяжении шести сезонов в отношениях между соседями можно было найти много параллелей с другим важным сериалом последних десяти лет — «Во все тяжкие». Элизабет была своеобразным Уолтером Уайтом, Филип — Джесси, а Стэну доставалась роль Хэнка, и казалось, что финальная разборка между героями «Американцев» тоже не обойдется без крови. Но в отличие от сериала Винса Гиллигана, из которого выбраться живым, хотя и изрядно потрепанным, смог только Джесси Пинкман, «Американцы», где смерть всегда была будничным явлением, отказались от расправы над своими героями и доказали, что в арсенале сценаристов могут быть наказания более изобретательные и элегантные, чем убийства в стиле «Игры престолов».

Первый честный разговор между Стэном и Филипом становится чудовищным откровением не только для агента ФБР, но и для самого Филипа. Стэн, который еще в первой серии заметил странности в поведении Дженнингсов, не дал ходу своему профессиональному инстинкту и выстроил открытые и доверительные отношения с русским шпионом. Финальный разговор с Филипом-Мишей становится для Стэна не профессиональным триумфом, а разрушительным землетрясением, в котором он теряет не только друга, но и начинает сомневаться в жене (Дженнингс намекает, что Рене может быть русским шпионом). Для Филипа же этот разговор ставит финальную точку в трагическом фарсе, которым была его американская жизнь, потраченная не на себя и близких людей, а на службу мифическим идеалам. Черная дыра всосала в себя все человеческое и настоящее, отдалив героев от тех Миши и Нади, которыми они были в юности, и так и не позволив им стать Филипом и Элизабет, которых они изображали на протяжении десятилетий.

Открытый конец с заранее известным финалом

Финальные сцены в России только подчеркивают тот факт, что за прошедшие годы Дженнингсы стали иностранцами в собственной стране: они не знают СССР образца 1980-х, в привычную Америку им уже никогда не вернуться, а значит и не встретиться с детьми. Единственным утешением для Филипа и Элизабет становятся их собственные отношения, которые из кэгэбэшного изобретения переросли в настоящие чувства. Но несмотря на уверенность Элизабет в том, что сообща они смогут привыкнуть к новой действительности, они, конечно, даже не догадываются, что все идеалы, которым они так преданно служили, через четыре года превратятся в пыль. Как Дженнингсы отреагируют на то, что с развалом СССР их многолетняя жертва, а значит и вся жизнь потеряет смысл? В этой скрытой трагедии, о которой знают зрители, но даже не догадываются главные герои, и есть красота финала «Американцев», за которую создателям сериала стоит отдать все «Эмми».

Подготовила Юлия Юзефович

 

Комментарии
Пока нет комментариев
Возникли вопросы?
Напишите нам в редакцию
Angliya в Instagram
© Angliya 2024