«Кондитер» (The Cakemaker, 2017)
Режссер: Офир Рауль Грайзер
Германия, Израиль, 2017
Сюжет
В небольшом берлинском кафе работает талантливый кондитер Томас (Тим Калькхоф), печенье которого настолько прекрасно, что израильский бизнесмен Орен (Рой Миллер), приезжая в Берлин, тут же идет в это кафе, покупает жене коробку печенья с корицей, а сам ест пирожные и задумчиво смотрит на Томаса. Совсем скоро эти взгляды и страсть к сладкому обернутся длительными отношениями, которые, правда, обречены на провал: Орен не собирается разводиться с женой. Кондитера отсутствие перспектив в их отношениях, может, и расстраивает, но виду он почти не подает и всегда радуется появлению любовника. Однажды Орен перестанет отвечать на звонки немецкого кондитера, и только спустя несколько дней Томас узнает, что Орен погиб в аварии в Иерусалиме и больше никогда не придет к нему в кондитерскую за печеньем.
Вскоре Томас решает отправиться в Иерусалим, где в попытке заполнить пустоту после смерти Орена устраивается работать в кафе его вдовы, Анат (Сара Адлер). Сначала Томасу доверяют лишь мытье посуды и нарезание овощей, но постепенно его кулинарные таланты всплывают на поверхность, и выясняется, что готовит он лучше, чем Анат, а в Иерусалиме существует серьезная нехватка хорошей выпечки. Работая в кафе, Томас знакомится с родственниками Орена, находит общий язык с сыном, помогает его матери готовить фирменные рецепты и сближается с Анат, которую он учит правильно обращаться с тестом.
Еда как пропуск в новую жизнь
«Кондитер» легко вписывается в череду фильмов, использующих приготовление еды как инструмент раскрепощения. Впрочем, в первом полнометражном фильме Офира Рауля Грайзера борьба со странными правилами ортодоксальной общины не так важна, как попытка Томаса и Анат разобраться с той пустотой, которая появилась в их жизни после смерти Орена. С одной стороны, поведение героя Тима Калькхофа можно назвать не только навязчивым и странным, но даже пугающим: переезжать в другую страну и втираться в доверие к семье своего погибшего любовника, чтобы как-то справиться с собственной скорбью, — все это может заинтересовать не только психотерапевта, но и полицию. Но чем дальше разворачивается сюжет, тем более очевидным становится то, что у тихого, малоразговорчивого Томаса жизнь была заполнена только Ореном и пирожными. Люди справляются со скорбью по-разному, и если большинство из нас пытаются оставить то, что уже не вернуть, в прошлом и верить лекарственной силе времени, то Томас выбирает противоположную стратегию. Он пытается найти Орена в том мире, где он когда-то жил, и заполнить свою собственную жизнь тем, из чего состояла жизнь его погибшего любовника.
Для Анат, которая не может оставить свою жизнь в Иерусалиме и уехать в новый город, метод Томаса вряд ли подойдет: воссоздание образа погибшего мужа будет слишком болезненным. Женщине необходимо искать новые точки опоры и интересы в жизни. Это новое с собой приносит Томас — чужак в ортодоксальном еврейском сообществе, который в корне меняет не только кафе, но и жизнь самой Анат. В этом неозвученном, не до конца осознанном сотрудничестве Анат и Томас будут выстраивать новый мир, в котором потеря Орена не будет нависать над каждым их шагом.
Что смотреть, если вам понравился «Кондитер»
«Одинокий мужчина» (A Single Man, 2009)
Один из лучших фильмов о потере близкого человека и скорби. За основу своей дебютной картины модельер Том Форд взял одноименный роман Кристофера Ишервуда, но многое в нем перекроил по собственному усмотрению, а на главную роль позвал идеального британца Колина Ферта, который выглядит так, будто он сразу родился в костюмах, сшитых на Сэвил-роу. Герой Ферта, Джордж Фальконер — университетский преподаватель английского, тяжело переживает неожиданную смерть своего партнера Джима и, кажется, вот-вот готов решиться на суицид, потому что жизнь без возлюбленного в помешавшемся на атомном оружие мире не имеет особого смысла. Действие фильма умещается в один день, Джордж много раз меняет свое решение, но его разбитая жизнь не склеивается, в ней осталась только скорбь.
«Вверх» (Up, 2009)
Пусть вас не удивляет наш выбор детского мультфильма: в первые же пять минут «Вверх» разобьет вам сердце на 300 миллионов кусочков, а последующие полтора часа вы будете безнадежно пытаться собрать их обратно. Карл Фредриксен не всегда был брюзгливым стариком, который ненавидит все, что двигается: раньше у него были любимая жена, работа, дом и одна на двоих с женой мечта — путешествие по Латинской Америке. Когда деньги на поездку все-таки найдутся и билеты будут куплены, жена Фредриксена умрет, сам он растеряет юношеский оптимизм, возненавидит девелоперов, которые пытаются переселить его в дом престарелых, и решит вместе со своим домом улететь от всего этого безобразия. Правда, вместо обещанного одиночества ему приходится присматривать за случайно приставшим к нему бойскаутом Расселом.
Подготовила Юлия Юзефович