«Аннигиляция» (Annihilation)
Режиссер: Алекс Гарленд
США, 2018 год
Сюжет
В юго-восточное побережье США врезается метеорит и создает странное поле, покрытое радужным колпаком, которое американские военные и ученые называют «Мерцанием» и скрывают его существование от гражданского населения. Медленно, но верно эта зона начинает разрастаться, а все экспедиции, отправленные туда, пропадают без вести. Единственным «возвращенцем» после годового пребывания в «Мерцании» становится военный Кейн (Оскар Айзек), который однажды просто появляется на пороге собственной спальни на радость жене Лине (Натали Портман). Впрочем, очень скоро Кейн начнет плевать кровью и задыхаться, но вместо больницы его вместе с женой доставляют на секретную базу. Лина сама на протяжении семи лет служила в армии, переквалифицировалась в биолога, а теперь пытается понять, как все ее знания и навыки могут помочь Кейну, который впал в кому. В разговоре с психологом Вентресс (Дженнифер Джейсон Ли) Лина узнает, что на этот раз в «Мерцание» планируют отправить ученых, причем исключительно женщин. Лина решает присоединиться к этой экспедиции, где ей открывается, что в аномальной зоне происходят стремительные генетические мутации, ранее не встречавшиеся на Земле, но причина и цель этих мутаций остаются неизвестными.
Вопросы без ответов
Просмотр «Аннигиляции» для многих зрителей станет, пожалуй, самым странным киноопытом года. Научная фантастика часто пытается запутать и ввести зрителя в транс и только потом огорошить неожиданным ответом, но в своей второй режиссерской работе Алекс Гарленд обращается к методам «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика — визуальная составляющая и атмосфера картины становятся важнее стройного сюжета и ответов на зрительские вопросы. Сразу после попадания в «Мерцание» женская экспедиция в полном составе забудет о первых трех днях пребывания в аномалии, потеряет все способы общения с внешним миром и с удивлением будет смотреть на постоянно мутирующий мир, в котором на одной ветке растут цветы разных биологических видов, а крокодил обзавелся акульими зубами. И несмотря на то, что зрителям с самого начала известно об исходе операции (выживет лишь героиня Портман), это знание никак не объясняет происходящего в «Мерцании» и только добавляет зловещего и галлюциногенного настроения. Ответов нет и в литературном оригинале: Гарленд не пытался создать дословную экранизацию трилогии Джеффа Вандермеера «Южный предел», а лишь воссоздает странную атмосферу книги.
Саморазрушение как биологический механизм
Впрочем, Гарленд не скрывает, что главная тема «Аннигиляции» связана с саморазрушительными настроениями, заложенными в людях на клеточном уровне. С точки зрения биологии, как объяснит нам героиня Портман, старение и смерть клеток — это не естественный процесс, через который должны пройти все живые организмы, а обидная генетическая ошибка, нарушившая вечное развитие клетки. В своих интервью Гарленд рассказывает, что до начала работы над этой картиной его очень интересовали присущие людям саморазрушительные черты, просто кто-то научился их талантливо скрывать, а кто-то открыто саботирует собственный успех алкоголем, наркотиками, преступлениями и изменами. Отправляясь в «Мерцание», главные героини знают, что их шансы на выживание и возвращение ничтожны, но их смелость (или заложенная на генетическом уровне отчаянность?) не знает границ и они все равно шагают с автоматами наперевес к эпицентру этой страшной и красивой аномалии. Если следовать теории режиссера, то их желание оказаться в смертельно опасной ситуации связано с уже заложенным в этих героинях саморазрушением, а зона отчуждения просто усиливает эти инстинкты и ускоряет мутацию клеток, начавшуюся миллионы лет назад. Сравнения «Мерцания» как с раковой опухолью, так и с глобальным потеплением и изменением климата только добавляет дополнительных смыслов в теорию Гарленда о том, что саморазрушение заложено в нас на клеточном уровне, и мы как сознательно, так и неосознанно, используя любую возможность, делаем все возможное, чтобы поскорее пустить человеческую цивилизацию под откос.
Что посмотреть, если вам понравилась «Аннигиляции»
«Из Машины» (Ex Machina, 2015)
Громкий дебют Алекса Гарленда, тоже в жанре научной фантастики, который моментально превратил режиссера в одну из самых востребованных и интересных фигур современного кинематографа. В «Из Машины» программист Калеб приезжает в дом своего начальника Натана и становится участником эксперимента с участием робота Авой, обладающей искусственным интеллектом. Ава будет убеждать парня, что, несмотря на своего человеческого создателя, она тоже умеет чувствовать и мыслить за пределами заложенного в ней кода.
«Космическая одиссея 2001 года» (2001: A Space Odyssey)
Если после просмотра «Аннигиляции» вы, как Алиса в стране чудес, вдруг решите продвигаться во все более странные дали, где вас обязательно запутают, но сделают это очень красиво, то приступайте к просмотру «Космической одиссеи 2001 года». Даже те, кто видел этот кубриковский шедевр уже несколько раз, наверняка до сих пор не уверены, что же происходит в финальной части и как связаны все три части картины, поэтому дополнительный просмотр рекомендован всем любителям научной фантастики, которые атмосферу в кино ценят больше четкого сценария.
Подготовила Юлия Юзефович