Марвеловский блокбастер «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» весь посвящен (и чем дальше, тем сильнее это понятно) первому суперхиту режиссера этого фильма Сэма Рэйми. А им был вовсе не «Человек-паук» с Тоби Магуайром, а культовый зомби-хоррор «Зловещие мертвецы» сорокалетней давности. Сделанная поначалу на коленке история о хижине в лесу, древнем зле, пробирающемся в приехавших туда ребят, и чудом уцелевшем парне Эше постепенно превратилась во франшизу, став бесконечной постмодернистской пародией на саму себя. Начиная со второго фильма серии бояться там стало решительно нечего, а когда в третьей части Эш попал в Средневековье и устроил там масштабную войну рыцарей с мертвецами, это уже было исключительно весело, без намека на ужас, хотя формально оставалось хоррором. Потом было еще много всего, в том числе сериал «Эш против Зловещих мертвецов» и гораздо более забавный «Меня зовут Брюс», где исполнитель роли Эша Брюс Кэмпбелл был режиссером и играл самого себя, над которым висит вечное проклятие одной звездной роли.
Сэм Рэйми после окончания оригинальной трилогии снял далеко не один фильм, но и трилогия о Спайдермене, и «Оз: Великий и Ужасный», и «Быстрый и мертвый», и «Простой план» все же не были настолько мощно заряжены эмоционально, как первые «Зловещие мертвецы». Тот фильм, безусловно, не первый зомби-хоррор в истории (напротив, он был сделан, когда жанр уже казался умершим), даже сегодня смотреть страшновато. Есть в нем нечто такое, что не отпускает, что-то первобытное, архаичное, некий прастрах. Возможно, он связан с тем, что зло здесь как бы персонифицировано в агрессивных мертвецах, но на самом деле бесплотно, и зомби — всего лишь его марионетки. Рэйми создал этот эффект довольно простым, с точки зрения киноязыка, методом: субъективная камера, или «вид из глаз», дает зрителю возможность иногда оказываться в астральном теле древнего злого духа и понимать, что тот дышит где хочет, носится по лесу, проникает в людей и предметы и практически непобедим. А зомби, в свою очередь, страшны тем, что близкие люди превращаются во врагов, но при этом остаются как бы и самими собой. Например, начинают вдруг вести себя как раньше, говорить нормальными голосами и т. п. Но Эшу приходится самому решать, верит он в их воскресение или нет. Хотя все идет к тому, что вокруг него все мертвы — или умрут в ближайшее время, останется только он. И это создает саспенс, на котором держится франшиза, в первую очередь оригинальный фильм.
О новом «Докторе Стрэндже» давно говорили, что это будет первый хоррор в супергеройской вселенной «Мстителей». Понятно было, что Рэйми и позвали туда, чтобы он совместил свой опыт в этом жанре со всеми наработками в создании блокбастеров. Но вряд ли можно было ожидать того, что получилось в результате. Потому что «Стрэндж» не стал хоррором, он не страшный в привычном смысле слова. Зато он наполнен образами, мотивами и темами из «Зловещих мертвецов». Теперь, когда фильм уже какое-то время идет в кинотеатрах, можно чуть более свободно, не боясь случайных спойлеров, говорить об этом.
Сюжет «Стрэнджа» — его слабое место, потому что здесь нагромождено много лишнего и понятного только фанатам комиксов, которые смотрели и читали все, что хоть как-то связано с брендом Marvel. Но нормальному зрителю, не гику, достаточно знать следующее. Могучий маг Доктор Стрэндж постоянно видит сны с участием некой девушки, монстрами и собственными смертями в разных формах. Вдруг он встречает эту девушку на улице. Ее зовут Америка, она, похоже, сирота, и она умеет путешествовать между параллельными мирами, везде встречая Стрэнджа и теряя его. Сны мага были на самом деле видениями об этих параллельных мирах. Теперь Стрэндж должен отправиться вместе с Америкой в другие миры, чтобы найти важный артефакт и спасти все эти миры сразу. Но параллельно этот артефакт ищет Алая Ведьма, она же Ванда, которая в великолепном сериале «Ванда/Вижн» создала себе мир и выдумала детей, а когда иллюзия рассеялась, поняла, что детей ей нужно вернуть во что бы то ни стало, хотя это вряд ли возможно, ведь они лишь плод ее фантазий. Или нет? Потому что во всех параллельных мирах у тамошних Ванд есть эти самые дети. Надо только прочесть правильное заклинание и воплотить мальчиков для себя самой. Если для этого потребуется разрушить все миры, Ванда на это готова, а значит, она автоматически становится главной злодейкой фильма.
И вот Стрэндж мечется между мирами, как Эш путешествовал во времени, и в каждой системе координат обнаруживает версию самого себя, причем чаще всего не самую приятную. У Эша тоже был доппельгангер, так что это еще один мотив из «Мертвецов». В каждом мире зло так или иначе управляет близкими Стрэнджа, заставляя их предавать его и открыто препятствовать его действиям, хотя поначалу все они кажутся близкими и друзьями. Ставим еще один плюсик. Стрэндж и Ванда с какого-то момента получают необычную способность: оставаясь в одном мире, они могут вселяться в обитателей другого, превращая их в зомби, а Стрэндж даже поднимает тлеющего мертвеца, чтобы его руками сражаться против Алой Ведьмы. Это уже совсем оттуда, из трилогии 80-х. Даже выглядит похоже. А сцена после финальных титров (не будем ее здесь раскрывать) окончательно расставляет все по местам: перед нами фактически ремейк «Зловещих мертвецов», скрывающийся под оболочкой марвеловской франшизы.
Логично, что у зрителя возникает вопрос, стоит ли тогда смотреть фильм, раз есть классический оригинал. Во-первых, ради самого ребуса — безусловно, стоит. А во-вторых, драма Алой Ведьмы, блистательно сыгранная Элизабет Олсен, — это едва ли не лучшее, что было во всех экранизациях Marvel. Что может быть трагичнее, чем знать, что влюбился в то, что сам нафантазировал, и что обладать этим невозможно? В трагедии Ванды переплетены мифы о Медее, убившей своих детей (Ясон-Вижн тоже погиб, как мы знаем), Нарциссе, влюбившемся в собственное отражение, и, конечно, Орфее, который спускается в Аид за возлюбленной Эвридикой. Причем миф об Орфее, один из самых востребованных сегодня, продублирован и Стрэнджем, который в каждом мире потерял свою невесту, пусть даже она формально и жива. Но Стрэндж вечно ищет ее и тщетно пытается вернуть.
Вычленить все это из мешанины визуальных образов, второстепенных героев и неостроумных шуток не так просто, и второй «Доктор Стрэндж» как фильм совсем не идеален. И все же в него заложено куда больше, чем может показаться на первый взгляд.