Те, кто надеялся уже на этой неделе избавиться от нынешнего премьера, вынуждены были отступить
«Брекзит» пойдет под откос?
В понедельник, 19 ноября, политические противники нынешнего премьер-министра утверждали, что уже 25 депутатов подали председателю комитета заднескамеечников (комитет 1922) Грему Брэди письменные заявления, выражающие недоверие Терезе Мэй на посту лидера консерваторов. Для того, чтобы комитет поставил вопрос на голосование Палаты общин, необходимо наличие 48 таких заявлений.
Как только нужное число заявлений будет подано, Брэди проинформирует премьера и по закону она должна будет запустить процесс выборов нового главы партии, а соответственно и главы правительства.
Однако в интервью телеканалу SKY News Тереза Мэй заявила, что, насколько ей известно, пока необходимое количество заявлений не получено. Кроме того, она сказала журналистам, что смена главы правительства не только не ускорит достижение договоренности с ЕС, но и негативно скажется на переговорах с Брюсселем, усложнит и затянет их.
К тому же, по ее мнению, попытка смены лидера не изменит «парламентскую арифметику». Таким образом, она подтвердила ранее высказанное ею же предположение, что выборы нового партийного босса вряд ли изменят соотношение сил в парламенте. Тереза Мэй подчеркнула, что следующая неделя станет решающей для переговоров, а выборы могут и вовсе сбить их с пути или «пустить под откос». В результате, считает миссис Мэй, успех «Брекзита» может оказаться под серьезным сомнением.
Кабинет министров компромисса не нашел
Несмотря на то, что 15 ноября правительство Терезы Мэй целых пять часов искало вариант соглашения, который устроил бы всех членов кабинета, компромисс так и не был найден. Недовольные члены Кабинета министров начали подавать в отставку. Среди ушедших — министр по вопросам «Брекзита» Доминик Рааб и его заместитель Суэлла Брейверман, министр труда и пенсий Эстер Маквей, замминистра по делам Северной Ирландии Шайлеш Вара, а также сотрудники правительства Энн-Мари Тревельян и Ранил Джаявардене, отвечающие за связи с парламентом.
Доминик Рааб, в частности, объяснил причины своего ухода тем, что не сможет «с чистой совестью поддерживать условия, предлагаемые для сделки с ЕС», поскольку условия по границам Северной Ирландии, по его словам, «представляют реальную угрозу целостности Великобритании».
В знак несогласия с условиями сделки кабинет Терезы Мэй один за другим покидают ключевые фигуры, первой из которых оказался министр по делам «Брекзита» Доминик Рааб. В Палате общин Терезе Мэй заявили, что вслед за членами ее кабинета уйти должна она сама. Группа влиятельных консерваторов предлагает поставить вопрос о доверии премьеру Мэй на голосование. Однако сама она отступать не намерена и демонстрирует решимость вывести страну из ЕС любой ценой.
«Когда я стала премьер-министром в 2016 году, плана „Брекзита“ не существовало. Некоторые говорили, что сделать это невозможно, но я никогда не принимала эту точку зрения», — напомнила Тереза Мэй членам Палаты общин обстоятельства своего прихода к власти и всю сложность задачи, с решением которой она была вынуждена столкнуться с первых дней своего правления.
Вам и в голову не приходило…
То, что мы наблюдаем с вами в эти тревожные для Великобритании дни, дорогие читатели, это самый настоящий политический кризис.
Взять хотя бы откровение министра здравоохранения Мэтью Хэнкока, заявившего на заседании Кабинета министров в прошлую среду, что если страна пойдет по пути разрыва отношений с Евросоюзом, он не может гарантировать, что Соединенное Королевство не столкнется в ближайшее время с нехваткой жизненно важных лекарств! Он также добавил, что больные, возможно, начнут умирать.
Вы понимаете, что это значит?
Скажем, у вас ребенок болен сложным хроническим недугом (не дай бог, конечно), который удается купировать только благодаря лекарству, доставляемому через Ла-Манш откуда-нибудь из Германии, Франции, Швейцарии или любой другой страны — члена ЕС. В британской аптеке вам объясняют, что в последнее время с этим лекарством перебои. Из-за «Брекзита». И советуют попробовать поискать лекарство онлайн. Несетесь со всех ног домой, бросаетесь к компьютеру и обнаруживаете, что лекарство, которое вам еще недавно доставляли на дом и притом в удобное для вас время, да еще и бесплатно, теперь будет обходиться в сотни фунтов.
Не волнуйтесь. Сегодня вам это не грозит. Врач с сочувствием выпишет нужное лекарство, и аптека будет доставлять его и в дождь, и в снег, и в шторм… А завтра?
Когда в июне 2016 года вы получили конверт с приглашением принять участие в референдуме, вас ни о чем таком не предупреждали. И когда вы, голосуя в соседней школе, гордо поставили галочку согласия напротив слова «leave», вам и в голову не могло прийти такое. 24 июня в 4:39 утра (если вы не спали), вы торжествуя вскинули вверх руки и спели первую строку гимна: «Боже, храни королеву».
Еще раз простите меня, дорогие читатели. За то, что, может быть, причинил вам боль. За то, что у кого-то навернулись на глаза слезы.
Но то, что творится в Британии ХХI века с середины 2016 года, может вызвать боль, слезы и ужасные разочарования.
Премьер пока на Даунинг-стрит
«Теперь, когда детали проекта нового соглашения с ЕС наконец опубликованы (это огромная книга на 585 страницах. — З.М.), стало очевидно, что этот текст, составленный нашими юристами, был „мертв при рождении“. Эти слова принадлежат депутату-консерватору и известному евроскептику Марку Франсуа. Одному из тех, кто подписал письмо о недоверии к премьер-министру.
______________________________________________________________________________
Кабинет Терезы Мэй опубликовал свое долгожданное соглашение о разводе с Евросоюзом и документы, подтверждающие выход из ЕС. Что в них важного и нового?
_____________________________________________________________
Тем временем в стане евроскептиков из числа тори разразился жуткий скандал. Вместо того, чтобы направить свои эмоции против Терезы Мэй, они перессорились между собой. В результате, хотя в понедельник утром считалось, что не далее, чем во вторник нужное количество подписей против лидерства Терезы Мэй будет достигнуто, этого не произошло, и теперь, как утверждают близкие к парламенту источники, «брекзитерам» предстоит немало потрудиться, чтобы добыть недостающие голоса.
Теперь придется ждать обсуждения правительственного варианта соглашения в парламенте, которое фактически выльется в своего рода референдум «за» или «против» лидерства Терезы Мэй.
Предсказывать, как развернутся события, еще рано, поскольку многие действующие лица пока не определили свои позиции. Однако за два с лишним года своего премьерства Тереза Мэй уже, кажется, доказала, что выпихнуть ее из резиденции на Даунинг-стрит будет очень непросто.