К пятому сезону «Конь БоДжек» не только не испортился, а превратился в один из лучших (если не лучший) анимационных сериалов. В этом году шоураннеры сериала создали свой ответ на движение #MeToo, жирным хэштегом нависшее над Голливудом. БоДжек то становится главным героем феминисток и то появляется на всех ток-шоу в розовых футболочках Feminism is Bay, то попадает в ряды мужчин, чьи хорошие слова и благие намерения не всегда совпадают с их постыдными поступками. Впрочем, «Конь БоДжек» не пытался заработать очки лишь на остросоциальных темах: серия о поездке Дайен во Вьетнам заставит вспомнить о всех ваших несложившихся отношениях и поисках себя, а 25-минутный монолог БоДжека на похоронах своей матери заслуженно получил самый высокий рейтинг в истории шоу (9,8 на IMDb).
С момента выхода «Американцев» в 2013 году, этот сериал всегда оставался слегка недооцененным, обделенным хорошей рекламной кампанией, вниманием зрителей и «Золотыми глобусами». Но к финальному сезону и зрители, и критики наконец-то осознали, что Джо Вайсберг на самом деле создал шедевр в духе «Клана Сопрано» и «Безумцев». Действие последних десяти серий перенесли сразу в 1987 год, когда, на фоне Горбачева, перестройки и гласности, миссия Дженнингсов становится все более безнадежной и даже бессмысленной. В шоу о борьбе идеологий победителей не будет, а жертвами станут все, кто повелся на речи с трибун. Но финального удара под песню U2 «With or Without You» предсказать было невозможно, и в телевизионную историю «Американцы» войдут сериалом с одной из лучших концовок.
В перерыве между первым и вторым сезоном «Большой маленькой лжи» Жан-Марк Валле успел снять еще один сериал по роману Гиллиан Флинн о травмах, которые переживают многие женщины, но о которых почти не говорят в обществе. Эми Адамс здесь играет журналистку Камиллу Прикер, которая живет в Сент-Луисе, пьет водку в любое время суток и носит одежду исключительно с длинными рукавами. По заданию редактора Камилла едет собирать информацию об убийстве двух девочек в свой родной город, где ее ждут не только деспотичная мать и младшая сестра, но и гора страшных воспоминаний. Смешивая насильственные преступления, прошлые травмы и нежелание разбираться в прошлом, Валле превращает «Острые предметы» в важное высказывание о жизни женщин в мужском мире.
Главный хит британского телевидения 2018 года. Ни один сериал страна в этом году не обсуждала так досконально и страстно, как «Телохранителя», а важные вопросы о политических играх и интригах, поднятые в сериале, кажутся особенно актуальными в условиях тупикового «Брекзита» и полнейшего раздрая в правительстве. Ветеран британской армии Дэвид Бадд страдает от ПТСР, живет отдельно от семьи и работает на относительно незаметном посту в лондонской полиции, пока его не назначают личным телохранителем и начальником охраны главы британского МВД Джулии Монтегю. Через полторы серии на жизнь Монтегю, которая активно пытается пропихнуть через парламент закон о расширении полномочий спецслужб, совершают покушение, полиция в последний момент успевает предотвратить террористическую атаку в начальной школе, а в центре всего это — совершенно ошалевший Бадд. Концовка сериала несколько подкачала, но если вычеркнуть последние пятнадцать минут, «Телохранитель» стал отличной политической драмой в духе лучших сезонов «Родины».
Еще один сериал от ВВС в этом списке. Главная героиня сериала, упомянутая в названии Ева, занимает небольшую должность в MI5 и с плохо скрываемым восхищением следит за работой наемной убийцы, о которой известно только то, что она женщина и убивает всех, кого заказывают, и, кажется, получает от этого удовольствие. По другую сторону сюжета — та самая убийца Вилланель, психопатка с хорошим вкусом, которая неожиданно проявляет интерес к Еве. В любом другом сериале задачей Евы стал бы поиск и арест Вилланель, которая пряталась бы и заметала следы. Но «Убивая Еву» совсем другой зверь: обе женщины испытывают друг к другу плохо объяснимое влечение, психологические причины которого и являются главной темой сериала.
Еще один сериал, который заслуживает гораздо больше внимания, особенно с ростом националистических настроений в США и по всему миру. Новые серии были выпущены почти через два года после показа второго сезона, но сериал об альтернативной истории, в которой нацисты победили союзников, уже продлили на четвертый сезон. В третьем сезоне создатели стали разбираться с темами гонения меньшинств (в том числе — геев и евреев), а также задумались о свойствах памяти и о том, как любой авторитарный режим пытается создать свою альтернативную историю, чтобы уничтожить сами истоки оппозиционной мысли. Если в 2015 году, на момент выхода первого сезона, сериал был интересным историческим аттракционом, то к концу 2018 года «Человек в высоком замке» превратился практически в сводку новостей.
После оглушительного успеха «Народа против О. Джея Симпсона» (два «Золотых глобуса» и девять премий «Эмми»), канал FX продлил свою криминальную антологию и в новом сезоне рассказал историю убийства Джанни Версаче серийным убийцей Эндрю Кьюнененом, который за три месяца в 1997 году убил пять человек. Стиль повествования второго сезона очень сильно отличается от судебной драмы; здесь акцент с расследования убийств сводится на поведение и психологическое состояние преступника и жизнь самого Версаче. В отличие от продвигающегося в хронологическом порядке первого сезона, «Убийство Джанни Версаче» начинается с момента этого убийства в июле 1997 года и начинает двигаться в прошлое — как в жизни Версаче, так и в истории убийцы.
Шестисерийный сериал, основанный на романе Джона Ле Карре, снятый корейцем Паком Чхан Уком (да-да, тот самый, что сделал «Олдбоя» и «Служанку»). Это третий сериал BBC в этом списке и он вновь ломает стереотипы того, что может делать британское телевидение. Уку здесь дают полную визуальную свободу для экранизации его любимого романа Ле Карре, а к израильско-палестинскому конфликту в «Маленькой барабанщице» подходят так же неожиданно, как и в «Телохранителе». Кто бы мог подумать, что к 2018 году именно ВВС будет создавать одни из самых смелых сериалов.
«Поза» рассказывает о Нью-Йорке конца 80-х, где, с одной стороны, растет популярность Дональда Трампа и Уолл-стрит становится центром американской мечты, а где-то за пределами этого безудержного богатства существует ЛГБТ-культура подпольных балов, на которых процветает новый стиль танца — Vogue, и где многие отвергнутые слои населения могут найти свое место. Снимая сериал о яркой танцевальной культуре ЛГБТ, Мерфи также рассказывает об эпидемии ВИЧ, гомофобии и трансфобии в США, а также о подпольных течениях, про которые многие зрители сериала узнают впервые.
Возможно, это не совсем честно добавлять стэнд-ап австралийского комика Ханны Гэдсби в список лучших телесериалов, но выступления комиков давно стали неотъемлемой частью ТВ, а в 2018 году не было более важного социального высказывания в этом формате, чем «Нанетт». Гэдсби, построившая карьеру на шутках о своей ориентации (она открытая лесбиянка), здесь продолжает рассказывать о сексуальности, гендерных ролях и патриархате в современной культуре, но одновременно разрушает все правила жанра и заставляет зрителей иначе взглянуть на комедию, а также на гендерные привилегии и ограничения в эпоху #MeToo.